Пyмяyx**
14.12.2024, 14:56
Видный революционер или предатель? Георгий Гапон.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_674190548e7c30285af52d09_6741907e09a249421b5a6 4e6/scale_1200
[/COLOR]
Есть политические фигуры о которых идут споры в среде историков уже более столетия. Кем они на самом деле были полицейскими деятелями или революционерами?
Один из них Георгий Гапон, которого все знают из школьных учебников. Одно время в 1905 году этим человеком восхищалась вся Россия, о нем с восторгом писал В. Ленин. Его называли "вождём революции ", почти в каждой семье рабочего висел его портрет. Осанистый, красивый священник с высоким благородным лбом.
Родился Георгий Аполлонович в селе Беляки близ Полтавы в крестьянской семье. Отец хотел, чтобы сын стал священником. Георгий Гапон закончил духовную академию в Петербурге в 1903 году. Работал священником в пересыльной тюрьме. Молодой священник сочувствовал беднякам, отверженным, бездомным.
Отцом Георгием заинтересовался Сергей Зубатов, пригласил к себе и предложил создать под опекой полиции рабочие кружки. Речь конечно шла не о политике. Цель кружков: просвещение, касса взаимопомощи, культурные мероприятия. Гапон согласился.
Первое время рабочие просто устраивали чаепития, вечера с музыкой и танцами, открыли кассу взаимопомощи. Полиция помогла с деньгами.
В 1904 году Собрание русских фабрично-заводских рабочих насчитывало уже 9000 человек. Но дело приняло неожиданный оборот. С Путиловского завода уволили 4 рабочих и их товарищи объявили стачку. Весь завод остановился. В полиции доверяли Гапону, поэтому забастовке не придали значения.
Ещё в самом начале забастовки с Гапоном встречался градоначальник Фулон, он полностью доверял ему. Фулон попросил Гапона поклясться на Евангелии, что тот не идёт против царя и Гапон поклялся.
Между тем каждый день после начала забастовки отец Георгий выступал перед рабочими переходя с одного митинга к другому. Гапон был хороший оратор, люди слушали его затаив дыхание. По воспоминаниям Савенкова этот человек завоевал и подчинил себе массы.
В начале января 1905 года Георгий Гапон составил знаменитую петицию рабочих к царю.
" Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга пришли к Тебе, Государь, искать правды и защиты. Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между Тобой и Твоим народом, и пусть он правит страной вместе с Тобой" Затем перечислялись просьбы рабочих.
В своих речах Гапон разъяснял рабочим:
Ну вот подам я царю петицию, что я сделаю , если царь примет ее? Тогда я выну белый платок и махну им, тогда у нас есть царь. Что должны сделать вы? Вы должны разойтись по своим приходам и тут же выбрать своих представителей в Учредительное собрание. Ну а если царь не примет петицию, что я тогда сделаю? Тогда я подниму красное знамя, это значит у нас нет царя, что мы должны сами добыть свои права.
Если войска будут стрелять, мы будем обороняться. Часть войск перейдет на нашу сторону, и тогда мы устроим революцию, разгромим оружейные магазины, разобьём тюрьму, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы и наша возьмёт.
Забастовка росла как снежный ком. В городе прекратили выходить газеты, перестал работать водопровод, отключили электричество и газ.
Утром в воскресенье 9 января 1905 г. многочисленные колонны рабочих с семьями, детьми несли портреты Николая II и хоругви, пели молитвы. Одну из колонн высоко подняв крест возглавлял Гапон. Рядом с ним шел его знакомый эсер Петр Рутенберг.
Шествие встретили войска, раздалось пение рожка, большинство людей не знало что это означает, но Рутенберг знал. Он толкнул Гапона на землю и сам упал рядом. Другие погибли.
Лёжа на снегу Рутенберг спросил Гапона: " Ты жив?" , "Жив" - прошептал потрясенный священник. Они вскочили и побежали прочь. В одном из дворов Гапон снял рясу и надел пальто, Рутенберг протянул ножницы. Прямо на глазах у стоявших вокруг рабочих Рутенберг совершил "пострижение" - обрезал священнику волосы и бороду. Рабочие которые стояли рядом и пережили весь ужас происшедшего протягивали руки, получая как реликвию клочки гапоновских волос повторяя "свято". Волосы эти остались у рабочих как своеобразные реликвии.
Позже литератор В. Поссе вспоминал, как он спросил у Гапона, на что он вообще рассчитывал.
"На что? А вот на что! Если бы царь принял декларацию, я упал бы перед ним на колени и убедил бы его подписать указ о амнистии всех политических заключённых. Мы бы вышли с царем на балкон, я прочел бы народу указ. Общее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактически правитель России. Начал бы строить Царство Божие на земле"
"Ну а если бы царь не согласился?" - спрашивал Поссе.
"Тогда было бы тоже самое, что при отказе принять декларацию. Всеобщее восстание, и вот я во главе его. Чем династия Романовых лучше династии Гапона? Пора России быть мужицкому царю, а во мне течет кровь чисто мужицкая, притом хохлацкая"
После провала шествия Гапон написал новое воззвание: " У нас нет больше царя, берите бомбы и динамит, все разрешаю!"
Большевик Бонч-Бруевич вспоминал, что Гапон был очень спокоен, хладнокровен, даже не боялся. Через некоторое время он благополучно оказался заграницей. Там он написал книгу: " История моей жизни ".
Сначала Гапон хотел примкнуть к социал- демократам, встречался с Лениным, Плехановым, потом присоединился к эсерам. Но и от эсеров вскоре ушёл. Причина заключалась в том, что интеллигенция относилась к Гапону как попу-выскочке. Ну и уж конечно она никак не могла признать его своим вождём.
Тогда Гапон решил возвратиться в Россию. Здесь он опять решил действовать через полицию. Он появился в Петербурге в декабре 1905 года. Составил объяснительные письмо в департамент полиции, 9 января назвал роковым недоразумением. Предложил составить рабочее общество под опекой властей. Правительство согласилось. Полиция вновь выделила деньги 30 тысяч рублей на казну, но казначей сбежал с 23 тысячами и Гапон вынужден был вновь обратиться за финансированием. На этот раз просто так полиция отказалась дать ему деньги , только за выдачу террористов.
Но Гапон не владел какой-нибудь серьезной информацией, поэтому обратился к своему другу эсеру Рутенбергу. Рутенберг нелегально жил в Москве. Гапон пришёл к нему и сказал, что хочет повторить 9 января только ещё в большем размере. Но для этого нужны средства. Полиция их готова заплатить, но нужно назвать членов Боевой организации эсеров, которые сейчас находятся в России, а людей этих вовремя предупредить. Рутенберг был потрясен услышанным. Однако сделал вид, что готов подумать. Рутенберг все рассказал Савенкову и Азефу ( последний кстати сам сотрудничал с полицией).
Азеф сказал, что Гапона надо задавить как гадину. Было решено убить его. Но нужно было разоблачить Гапона при свидетелях. Для этого на границе с Финляндией сняли дачу и 28 марта Рутенберг привел туда несколько рабочих, спрятав их в другой комнате. Вскоре пришёл Гапон. Рутенберг стал говорить, что его мучает совесть. Гапон стал его успокаивать, мол можно будет предупредить людей и они успеют сбежать. Но Рутенберг продолжал настаивать, что некоторых могут повесить. " Ну что же - ответил Гапон - Жаль но ничего не поделаешь. Посылаешь же ты Каляева на виселицу! Лес рубят щепки летят". Тогда Рутенберг спросил, а если рабочие узнают о твоём сношении с Рачковским? Гапон стал уверять, что не узнают, а если даже и узнают, то это для их же пользы.
Разговор слушали запертые рабочие в другой комнате, когда Рутенберг открыл дверь, они бросились на Гапона. Гапон стал их уверять, что все что они слышали это неправда, потом стал просить прощение. "Братцы, простите меня -во имя прошлого". "Ты нашу кровь продал охранке - за это нет прощения. Нет у тебя прошлого. Ты бросил его к ногам грязных сыщиков" - сказал один из рабочих.
Гапона не простили, тут же на даче, на крюке вешалки повесили. Хозяйка дачи нашла тело убитого через месяц. Рутенберг вспоминал, что не мог видеть как вешают бывшего друга, рассказывал Савенкову, что Гапон потом ему снился.
3 мая "героя красного воскресенья " предали земле. В последний путь его провожали две сотни рабочих, оставшихся до конца верными своему наставнику. На надгробном кресте сделали краткую надпись: " Герой 9 января Георгий Гапон".
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_674190548e7c30285af52d09_6741907e09a249421b5a6 4e6/scale_1200
[/COLOR]
Есть политические фигуры о которых идут споры в среде историков уже более столетия. Кем они на самом деле были полицейскими деятелями или революционерами?
Один из них Георгий Гапон, которого все знают из школьных учебников. Одно время в 1905 году этим человеком восхищалась вся Россия, о нем с восторгом писал В. Ленин. Его называли "вождём революции ", почти в каждой семье рабочего висел его портрет. Осанистый, красивый священник с высоким благородным лбом.
Родился Георгий Аполлонович в селе Беляки близ Полтавы в крестьянской семье. Отец хотел, чтобы сын стал священником. Георгий Гапон закончил духовную академию в Петербурге в 1903 году. Работал священником в пересыльной тюрьме. Молодой священник сочувствовал беднякам, отверженным, бездомным.
Отцом Георгием заинтересовался Сергей Зубатов, пригласил к себе и предложил создать под опекой полиции рабочие кружки. Речь конечно шла не о политике. Цель кружков: просвещение, касса взаимопомощи, культурные мероприятия. Гапон согласился.
Первое время рабочие просто устраивали чаепития, вечера с музыкой и танцами, открыли кассу взаимопомощи. Полиция помогла с деньгами.
В 1904 году Собрание русских фабрично-заводских рабочих насчитывало уже 9000 человек. Но дело приняло неожиданный оборот. С Путиловского завода уволили 4 рабочих и их товарищи объявили стачку. Весь завод остановился. В полиции доверяли Гапону, поэтому забастовке не придали значения.
Ещё в самом начале забастовки с Гапоном встречался градоначальник Фулон, он полностью доверял ему. Фулон попросил Гапона поклясться на Евангелии, что тот не идёт против царя и Гапон поклялся.
Между тем каждый день после начала забастовки отец Георгий выступал перед рабочими переходя с одного митинга к другому. Гапон был хороший оратор, люди слушали его затаив дыхание. По воспоминаниям Савенкова этот человек завоевал и подчинил себе массы.
В начале января 1905 года Георгий Гапон составил знаменитую петицию рабочих к царю.
" Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга пришли к Тебе, Государь, искать правды и защиты. Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между Тобой и Твоим народом, и пусть он правит страной вместе с Тобой" Затем перечислялись просьбы рабочих.
В своих речах Гапон разъяснял рабочим:
Ну вот подам я царю петицию, что я сделаю , если царь примет ее? Тогда я выну белый платок и махну им, тогда у нас есть царь. Что должны сделать вы? Вы должны разойтись по своим приходам и тут же выбрать своих представителей в Учредительное собрание. Ну а если царь не примет петицию, что я тогда сделаю? Тогда я подниму красное знамя, это значит у нас нет царя, что мы должны сами добыть свои права.
Если войска будут стрелять, мы будем обороняться. Часть войск перейдет на нашу сторону, и тогда мы устроим революцию, разгромим оружейные магазины, разобьём тюрьму, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы и наша возьмёт.
Забастовка росла как снежный ком. В городе прекратили выходить газеты, перестал работать водопровод, отключили электричество и газ.
Утром в воскресенье 9 января 1905 г. многочисленные колонны рабочих с семьями, детьми несли портреты Николая II и хоругви, пели молитвы. Одну из колонн высоко подняв крест возглавлял Гапон. Рядом с ним шел его знакомый эсер Петр Рутенберг.
Шествие встретили войска, раздалось пение рожка, большинство людей не знало что это означает, но Рутенберг знал. Он толкнул Гапона на землю и сам упал рядом. Другие погибли.
Лёжа на снегу Рутенберг спросил Гапона: " Ты жив?" , "Жив" - прошептал потрясенный священник. Они вскочили и побежали прочь. В одном из дворов Гапон снял рясу и надел пальто, Рутенберг протянул ножницы. Прямо на глазах у стоявших вокруг рабочих Рутенберг совершил "пострижение" - обрезал священнику волосы и бороду. Рабочие которые стояли рядом и пережили весь ужас происшедшего протягивали руки, получая как реликвию клочки гапоновских волос повторяя "свято". Волосы эти остались у рабочих как своеобразные реликвии.
Позже литератор В. Поссе вспоминал, как он спросил у Гапона, на что он вообще рассчитывал.
"На что? А вот на что! Если бы царь принял декларацию, я упал бы перед ним на колени и убедил бы его подписать указ о амнистии всех политических заключённых. Мы бы вышли с царем на балкон, я прочел бы народу указ. Общее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактически правитель России. Начал бы строить Царство Божие на земле"
"Ну а если бы царь не согласился?" - спрашивал Поссе.
"Тогда было бы тоже самое, что при отказе принять декларацию. Всеобщее восстание, и вот я во главе его. Чем династия Романовых лучше династии Гапона? Пора России быть мужицкому царю, а во мне течет кровь чисто мужицкая, притом хохлацкая"
После провала шествия Гапон написал новое воззвание: " У нас нет больше царя, берите бомбы и динамит, все разрешаю!"
Большевик Бонч-Бруевич вспоминал, что Гапон был очень спокоен, хладнокровен, даже не боялся. Через некоторое время он благополучно оказался заграницей. Там он написал книгу: " История моей жизни ".
Сначала Гапон хотел примкнуть к социал- демократам, встречался с Лениным, Плехановым, потом присоединился к эсерам. Но и от эсеров вскоре ушёл. Причина заключалась в том, что интеллигенция относилась к Гапону как попу-выскочке. Ну и уж конечно она никак не могла признать его своим вождём.
Тогда Гапон решил возвратиться в Россию. Здесь он опять решил действовать через полицию. Он появился в Петербурге в декабре 1905 года. Составил объяснительные письмо в департамент полиции, 9 января назвал роковым недоразумением. Предложил составить рабочее общество под опекой властей. Правительство согласилось. Полиция вновь выделила деньги 30 тысяч рублей на казну, но казначей сбежал с 23 тысячами и Гапон вынужден был вновь обратиться за финансированием. На этот раз просто так полиция отказалась дать ему деньги , только за выдачу террористов.
Но Гапон не владел какой-нибудь серьезной информацией, поэтому обратился к своему другу эсеру Рутенбергу. Рутенберг нелегально жил в Москве. Гапон пришёл к нему и сказал, что хочет повторить 9 января только ещё в большем размере. Но для этого нужны средства. Полиция их готова заплатить, но нужно назвать членов Боевой организации эсеров, которые сейчас находятся в России, а людей этих вовремя предупредить. Рутенберг был потрясен услышанным. Однако сделал вид, что готов подумать. Рутенберг все рассказал Савенкову и Азефу ( последний кстати сам сотрудничал с полицией).
Азеф сказал, что Гапона надо задавить как гадину. Было решено убить его. Но нужно было разоблачить Гапона при свидетелях. Для этого на границе с Финляндией сняли дачу и 28 марта Рутенберг привел туда несколько рабочих, спрятав их в другой комнате. Вскоре пришёл Гапон. Рутенберг стал говорить, что его мучает совесть. Гапон стал его успокаивать, мол можно будет предупредить людей и они успеют сбежать. Но Рутенберг продолжал настаивать, что некоторых могут повесить. " Ну что же - ответил Гапон - Жаль но ничего не поделаешь. Посылаешь же ты Каляева на виселицу! Лес рубят щепки летят". Тогда Рутенберг спросил, а если рабочие узнают о твоём сношении с Рачковским? Гапон стал уверять, что не узнают, а если даже и узнают, то это для их же пользы.
Разговор слушали запертые рабочие в другой комнате, когда Рутенберг открыл дверь, они бросились на Гапона. Гапон стал их уверять, что все что они слышали это неправда, потом стал просить прощение. "Братцы, простите меня -во имя прошлого". "Ты нашу кровь продал охранке - за это нет прощения. Нет у тебя прошлого. Ты бросил его к ногам грязных сыщиков" - сказал один из рабочих.
Гапона не простили, тут же на даче, на крюке вешалки повесили. Хозяйка дачи нашла тело убитого через месяц. Рутенберг вспоминал, что не мог видеть как вешают бывшего друга, рассказывал Савенкову, что Гапон потом ему снился.
3 мая "героя красного воскресенья " предали земле. В последний путь его провожали две сотни рабочих, оставшихся до конца верными своему наставнику. На надгробном кресте сделали краткую надпись: " Герой 9 января Георгий Гапон".