Пyмяyx**
08.04.2025, 23:25
Получил и за «немытую Россию», и за жандармов: Рязанов называл «О бедном гусаре» самым сложным фильмом в карьереСоветские актеры (https://www.kinoafisha.info/articles/tag/soviet-actors/)Советское кино (https://www.kinoafisha.info/articles/tag/soviet-movies/)Интересные факты (https://www.kinoafisha.info/articles/tag/interesting-facts/)5 апреля 2025 20:03
https://static.kinoafisha.info/k/articles/1200/upload/articles/263959714677.jpgДаже работа над остросоциальным «Гаражом» так по нему не ударила.
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово (https://www.kinoafisha.info/movies/8148425/)» может показаться редкостью на фоне культовых лент Эльдара Рязанова (https://www.kinoafisha.info/person/8148423/articles/), но за его историческим антуражем и лёгким музыкальным стилем скрывается настоящая драма.
Создавая его режиссер находился в вечном стрессе, сталкиваясь с постоянными запретами, правками и почти пятилетним перерывом между монтажем и выходом картины на ТВ. Сам режиссёр говорил, что это одна из самых сложных картин в его жизни.
Цензорам не нравилось ничегоСценарий был готов и утверждён Рязановым задолго до старта съёмок, но сразу же вызвал раздражение чиновников. «Исторического кино у нас и так хватает», — сказали автору, отказав в запуске. Пришлось переписывать. Самое главное — исключить слово «жандарм». Герой Олега Басилашвили — жандармский офицер — внезапно стал «доносчиком в штатском».
https://static.kinoafisha.info/k/articles/610/upload/editor/image-20250405152934-1.jpgЦензура подчищала каждую строчку. Под ножом оказались: цитата из Лермонтова «Прощай, немытая Россия», сцена расстрела, кадры с церковью. К тому моменту, как костюмы были сшиты, актёры утверждены, и декорации стояли — пришёл приказ закрыть проект. Только невероятное упорство Рязанова спасло фильм.
Экстремальная по меркам СССР съёмкаСнимали картину на ходу, без штатива. Камера буквально летала — скакала вместе с лошадьми, вплеталась в толпу, двигалась вместе с актёрами. Лишь две сцены сняли со штатива — всё остальное было живым и подвижным. Это создавало особую атмосферу — как будто зритель присутствует внутри событий, а не наблюдает их со стороны, но для самого Рязанова стала еще одной головной болью.
Режиссер отказывал звездамАлександр Абдулов был одним из претендентов на роль Плетнёва. Но Рязанов увидел в нём слишком глянцевый и малоубедительный типаж для местного поэта с иронией и горечью. Тогда-то режиссёру подсказали попробовать Станислава Садальского (https://www.kinoafisha.info/person/8323477/), и как только он появился в гриме — вопрос был решён. Харизма и внутренняя нервозность сделали его Плетнёвым навсегда.
https://static.kinoafisha.info/k/articles/610/upload/editor/image-20250405152957-2.jpgНе попала в фильм и Татьяна Догилева, пробовавшаяся на роль Настеньки. Она была слишком открытой, слишком уверенной — а Рязанову нужна была юная и ранимая. Такой и стала Ирина Мазуркевич (https://www.kinoafisha.info/person/8323476/), отмечает автор Дзен-канала «Затерянная кинопленка (https://dzen.ru/a/Zy88iiQMRBgUIxNw)».
Несмотря на бесконечные правки, смены актёров, давление сверху и невозможные условия, фильм дошёл до зрителя в 1980 году, но только на телевидении. И, как и многие «неудобные» картины того времени, с годами обрел особую ценность и почитание. Это история о достоинстве, совести и цене приказа — в обрамлении юмора, музыки и военных мундира. Смотреть ленту в 2025 году можно, как историческую трагикомедию или, как аллегорию советской эпохи.
Черная метка Рязанова: карьера сразу 4 актрис пошла под откос после работы с режиссером (https://www.kinoafisha.info/articles/chernaya-metka-ryazanova-karera-srazu-4-aktris-poshla-pod-otkos-posle-raboty-s-rezhisserom_id98340_a15721177/). Леонов в «Бедном гусаре» сперва умирал особо жестоко: роковую сцену пришлось согласовывать с КГБ (https://www.kinoafisha.info/articles/leonov-v-bednom-gusare-sperva-umiral-osobo-zhestoko-rokovuyu-scenu-prishlos-soglasovyvat-s-kgb_id58144_a15293155/).
https://static.kinoafisha.info/k/articles/1200/upload/articles/263959714677.jpgДаже работа над остросоциальным «Гаражом» так по нему не ударила.
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово (https://www.kinoafisha.info/movies/8148425/)» может показаться редкостью на фоне культовых лент Эльдара Рязанова (https://www.kinoafisha.info/person/8148423/articles/), но за его историческим антуражем и лёгким музыкальным стилем скрывается настоящая драма.
Создавая его режиссер находился в вечном стрессе, сталкиваясь с постоянными запретами, правками и почти пятилетним перерывом между монтажем и выходом картины на ТВ. Сам режиссёр говорил, что это одна из самых сложных картин в его жизни.
Цензорам не нравилось ничегоСценарий был готов и утверждён Рязановым задолго до старта съёмок, но сразу же вызвал раздражение чиновников. «Исторического кино у нас и так хватает», — сказали автору, отказав в запуске. Пришлось переписывать. Самое главное — исключить слово «жандарм». Герой Олега Басилашвили — жандармский офицер — внезапно стал «доносчиком в штатском».
https://static.kinoafisha.info/k/articles/610/upload/editor/image-20250405152934-1.jpgЦензура подчищала каждую строчку. Под ножом оказались: цитата из Лермонтова «Прощай, немытая Россия», сцена расстрела, кадры с церковью. К тому моменту, как костюмы были сшиты, актёры утверждены, и декорации стояли — пришёл приказ закрыть проект. Только невероятное упорство Рязанова спасло фильм.
Экстремальная по меркам СССР съёмкаСнимали картину на ходу, без штатива. Камера буквально летала — скакала вместе с лошадьми, вплеталась в толпу, двигалась вместе с актёрами. Лишь две сцены сняли со штатива — всё остальное было живым и подвижным. Это создавало особую атмосферу — как будто зритель присутствует внутри событий, а не наблюдает их со стороны, но для самого Рязанова стала еще одной головной болью.
Режиссер отказывал звездамАлександр Абдулов был одним из претендентов на роль Плетнёва. Но Рязанов увидел в нём слишком глянцевый и малоубедительный типаж для местного поэта с иронией и горечью. Тогда-то режиссёру подсказали попробовать Станислава Садальского (https://www.kinoafisha.info/person/8323477/), и как только он появился в гриме — вопрос был решён. Харизма и внутренняя нервозность сделали его Плетнёвым навсегда.
https://static.kinoafisha.info/k/articles/610/upload/editor/image-20250405152957-2.jpgНе попала в фильм и Татьяна Догилева, пробовавшаяся на роль Настеньки. Она была слишком открытой, слишком уверенной — а Рязанову нужна была юная и ранимая. Такой и стала Ирина Мазуркевич (https://www.kinoafisha.info/person/8323476/), отмечает автор Дзен-канала «Затерянная кинопленка (https://dzen.ru/a/Zy88iiQMRBgUIxNw)».
Несмотря на бесконечные правки, смены актёров, давление сверху и невозможные условия, фильм дошёл до зрителя в 1980 году, но только на телевидении. И, как и многие «неудобные» картины того времени, с годами обрел особую ценность и почитание. Это история о достоинстве, совести и цене приказа — в обрамлении юмора, музыки и военных мундира. Смотреть ленту в 2025 году можно, как историческую трагикомедию или, как аллегорию советской эпохи.
Черная метка Рязанова: карьера сразу 4 актрис пошла под откос после работы с режиссером (https://www.kinoafisha.info/articles/chernaya-metka-ryazanova-karera-srazu-4-aktris-poshla-pod-otkos-posle-raboty-s-rezhisserom_id98340_a15721177/). Леонов в «Бедном гусаре» сперва умирал особо жестоко: роковую сцену пришлось согласовывать с КГБ (https://www.kinoafisha.info/articles/leonov-v-bednom-gusare-sperva-umiral-osobo-zhestoko-rokovuyu-scenu-prishlos-soglasovyvat-s-kgb_id58144_a15293155/).