Показано с 1 по 5 из 5

Тема: Геммы.

  1. #1

    По умолчанию Геммы.

    Что такое гемма?
    Гемма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями.

    Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).

    Геммы с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.

    Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.

    Искусство резьбы по камню известно с древности. В Месопотамии геммы делали ещё в IV тысячелетии до нашей эры. Особенно популярны геммы были в Древней Греции (с VI века до н. э.) и Древнем Риме.

    В Средние века геммы использовались для украшения церковной утвари, книг, на облачениях священников.

    Античные геммы носили в виде застёжек на одежде, как медальоны в оправе из драгоценных металлов. Часто геммы украшали перстни с печаткой. Геммы часто использовались как печати, амулеты.

    В Эрмитаже хранится одна из самых известных гемм — «Камея Гонзага» из трёхслойного агата с рельефным изображением египетского царя Птолемея II и его жены (III век до н. э.).

    При изготовлении гемм используют различные материалы. Обычно для нижних слоев камей берётся более тёмный материал, чтобы на его фоне выделялось резное изображение из более светлого камня. Часто используют сардоникс, имеющий слои различной расцветки. Также в производстве гемм применяют агат, гематит, гранаты, сердолик.
    В серебре лепестки хризантемы

    На смёпках со 104 Израильской



  2. #2

    По умолчанию

    В серебре лепестки хризантемы

    На смёпках со 104 Израильской



  3. #3

    По умолчанию

    В серебре лепестки хризантемы

    На смёпках со 104 Израильской



  4. #4
    Аватар для Пyмяyx**
    Пyмяyx** вне форума Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

     Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер purpur.jpg

    Регистрация
    31.01.2003
    Адрес
    Санкт-Петербург и Кирьят-Экрон
    Сообщений
    145,039

    По умолчанию

    Геммы, инталии, камеи

    Миниатюрные резные камни и раковины с рельефными изображениями женских и мужских фигур, а также различных аллегорических картин, военных сцен, зверей и птиц называют геммами. Резной камень с углубленным изображением именуют инталией, с выпуклым – камеей.
    Геммы, выполненные на самоцветах и цветных камнях, долшли до наших времен в отличной сохранности, пережив одновременно с ними созданные храмы, дворцы, скульптуры и другие памятники искусства.
    Глиптика – это искусство миниатюрной резьбы на цветных камнях и самоцветах (название происходит от греческого слова глипто – вырезаю), глиптика знакома людям с древнейших времён.
    Древнейшими из известных гемм являются выполненные на высоком техническом и художественном уровне интальо Египта и Мессопотамии, датируемые IY тыс. до н. э.
    Многоцветные камеи



    В конце IY – начале III в. до н. э. появляются камеи. Это выпуклые рельефные многоцветные резные камни, вырезанные чаще всего на сардониксе, многослойном, состоящем из чередующихся белых и бурых полос агате. Мастер использует многослойность камня в работе.
    Многоцветность камей была тем новшеством, что отличало их от традиционных одноцветных интальо и немногих выпуклых гемм Древнего Египта. В своих работах резчики достигали интересных живописных эффектов и усиления рельефа камней, умело используя для этого различную окраску слоев сардоникса, сочетая контрастные яркие тона или создавая постепенные переходы от черного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого. Такие работы поражают своей искусностью исполнения, и художественным вкусом.
    Резные камни - печати

    Резные камни изначально применялись в качестве амулетов и украшений, затем священные камни с изображениями и символами превратились в эмблемы их обладателя, особенно в далеком прошлом, где он играл особую роль. В Египте и Мессопотамии люди не знали замков и ключей. Во всех случаях они пользовались печатями. Печати накладывались на письма, официальные и частные документы, на ларцы с имуществом, сосуды с продуктами для еды, амфоры с вином и маслом, на внешние и внутренние двери домов. Опечатывались и двери гробниц египетских фараонов.
    С замками и ключами древние греки и римляне уже были знакомы, однако обычай наложения печати тем не менее был сохранен. И в те времена бывали случаи нарушения права личной собственности, поэтому в свод законов Солона вошло запрещение резчикам оставлять у себя оттиски с вырезанных ими печатей. Это была мера, направленная на устранение подделок и злоупотреблений печатями.
    Геммы как произведения искусства

    Геммы в древнем мире завоевали любовь как произведения искусства.
    Плиний Старший писал о музыканте Исмении, который располагал агентами, слелившими за рынком и скупавшими геммы во всех окрестностях и даже на отдаленном Кипре. Денег он не жалел, боялся только соперников, таких же, как он, ценителей резного камня.
    Многие эллинистические цари покровительствовали глиптике:

    • При Александре Македонском находился придворный резчик, знаменитый Перголем. Только он имел право вырезать на камне портреты своего покровителя.
    • У Митридата YI Евпатора понтийского царя была богатая коллекция гемм, позднее захваченная полководцем Помпеем.
    • Римский император Август, как и Александр Македонский, держал при себе резчика, знаменитого грека Диоскорида, некоторые произведения которого дошли до наших дней.

    Античные резные камни – геммы - не только прекрасны как произведения искусства, но и служат источником знаний о древнем мире и его культуре. На них изображены копии знаменитых в древности статуй и картин, оригиналы которых во многих случаях не сохранились и не дошли до наших времён, но их можно восстановить по изображениям на геммах.
    На геммах также отражена жизнь античного общества: сцены охоты и войны, богатые и нищие, варвары и греки, атлеты и актеры, домашние птицы и звери. Особый интерес вызывают портреты знаменитых государственных деятелей, художников и писателей.
    На печатях изображали и богов, тех, кого считали своими покровителями – Афродиту, Гермеса, Нику, Эрота. Изображения государственных богов – Зевса, Деметры, Аполлона и других, встречаются редко.
    Камеи как предметы роскоши

    В отличие от интальо, камеи были предметами роскоши и не имели практического значения.
    При дворах эллинистических царей, которые отличались богатством и пышностью, начал зарождаться и развиваться новый, более сложный вид глиптики. Стала более совершенной и техника резьбы на твердом камне.
    Камеи тогда были главным образом принадлежностью женского туалета. Их вставляли в броши, медальоны, подвески, перстни, нанизывали в ожерелья.
    Суеверия

    Со многими геммами было связано немало суеверий. Особенно сильно это проявилось в произведениях глиптики последних веков Римской империи, когда язычеческая религия сменялась христианством. В это время резной камень становится амулетом.
    В коллекции гемм Эрмитажа хранится резной сардоникс. На нем с одной стороны вырезана фигура летящего Персея, державшего в одной руке голову медузы, а в другой руке - меч. На обратной стороне геммы вырезана надпись на греческом языке: Беги подагра – Персей тебя преследует. Сегодня это кажется забавным.
    Геммы на Востоке

    На Востоке геммы также играли важную роль в жизни людей. Так, в Иране при Сасанидах шах жаловал своему придворному при утверждении в военной, гражданской, жреческой должности регалии будущей власти:

    • шапку,
    • пояс
    • перстень с печатью.

    Личная печать придворного была обязательной на деловых бумагах, письмах, приказах и распоряжениях.
    На служебных печатях нередко вырезался портрет жреца или вельможи со всеми его регалиями.
    Перстни в истории

    Арабские и персидские историки любили подробно описывать перстни. Считалось, что цветные драгоценные камни, вставленные в них, обладали мистической силой и могли влиять на судьбы людей.
    Повреждение камня считалось дурным знаком.
    О важности перстня для просвещенного перса можно судить по отрывкам из произведения XI в. Ноурузнаме (Книга о Новом годе) приведенные в книге А.Я. Борисова и В.Г. Луконина Сасанидские геммы. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1963 г.: Перстень – украшение очень хорошее, и на пальце – подобающее.
    Вельможи говорят: не человек тот, у которого нет перстня… Письмо вельможи без печати – от слабости разума и нечистых помыслов, а сокровищница без печати – от пренебрежения и неосторожности.
    Мастерство резьбы по камню

    От античного мастера резьба на твердом камне требовала необычайного трудолюбия и искусства. При помощи ножа и бурава вручную вырезали печати в Древнем Египте, на Крите и Мессопотамии.
    С YI века до н. э. камень стали обрабатывать на особом станке, который приводился в движение смычком.
    Агат, как и большинство минералов, применявшихся в глиптика, тверже стали, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразива. В течение многих веков таким абразивом служил наждак с острова Наксос в Эгейском море. И только после похода Александра Македонского в Индию греки стали использовать алмазную пилу и алмазную пыль. Резать приходилось вслепую, не видя камня. Под непрозрачным слоем масла и алмазной пыли можно было упустить важную особенность в декоративности или строении камня. Увеличительного стекла тогда еще не знали. Но античные мастера создали, несмотря на огромные трудности и примитивную технику, прекрасные произведения искусства.
    Месяцы и даже годы упорного труда резчик тратил на создание всего лишь одной камеи.
    Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось примерно столько же времени, сколько для постройки собора!!
    Средневековье

    В средневековой Европе глиптика пришла в полный упадок. Новый подъем ее начался в эпоху Возрождения в Италии и вскоре распространился во всей Европе.
    Период расцвета глиптики продолжался с середины XYIII до середины XIX века. В это время появилось множество любителей резного камня.
    Собиранием гемм в это время занимались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Кто не мог купить себе геммы, коллекционировал хотя бы слепки с них.
    Появление на рынке выдающихся гемм было важным событием. Например, о покупке Екатириной II у вдовы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса замечательной античной камеи говорили в Риме несколько лет. Гете, живя в Риме, также увлекся коллекционированием гемм. Уезжая в Германию, он приобрел коллекцию слепков с лучших античных гемм и говорил, что это самое ценное из всего того, что можно увезти из Рима.
    Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью и спросом, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ. Характерно поведение итальянского резчика начала XIX в. Бенедетто Петруччи во дворце великой герцогини Тосканской, сестры Наполеона I, которая заказала ему камею с изображением членов своей семьи.
    Петруччи вызвали во Флоренцию ко двору герцогини. Я, – писал он – застал герцогиню и ее маленькую дочку сидящими за столом за завтраком. Весь двор присутствовал при этом стоя. Как только герцогиня меня увидела, она наклонила голову в мою сторону, и один из камергеров сказал мне, что я могу начинать. Я не привык еще ко двору и потому взял стул, стоявший рядом с герцогиней, на котором лежал ее пудель. Не обращая на него никакого внимания, я перевернул стул и свалил собаку на пол. Несчастное животное, не привыкшее к такому обращению, начала лаять, после чего герцогиня метнула на меня взор, полный гнева, и по всему залу пробежал шепот. Но сделал вид, что ничего не понимаю, сел и принялся за портрет. Придворные – французы и итальянцы – обступили меня так тесно, что у меня почти не было возможности работать. В скором времени я придал воску некоторую форму, и маркиз Х, президент Академии и камергер, приблизясь к герцогине, сказал ей, что он в первыйраз видит такое сходство. Она забыла обиду, нанесенную мной ее собаке, и милостиво пожелала видеть мою модель. Она засмеялась и спросила дам, действительно ли они находят сходство, и после утвердительного ответа сказала мне: Приходите завтра – я дам вам еще один сеанс.
    Я прикажу, чтобы вам дали помещение в моем дворце и чтобы у вас не было ни в чем недостатка.
    Петруччо сделал восковые модели, а затем вырезал портреты герцогини, ее дочери и мужа на камнях. После завершения он получил множество заказов на портреты от придворных, но герцогиня, желая, чтобы Петруччи работал для нее, позволила вырезать только камею с изображением дочери испанского посла.
    Приведенный эпизод описан М.И. Максимовой в книге Резные XYIII и XX вв.
    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

  5. #5
    Аватар для Пyмяyx**
    Пyмяyx** вне форума Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

     Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер purpur.jpg

    Регистрация
    31.01.2003
    Адрес
    Санкт-Петербург и Кирьят-Экрон
    Сообщений
    145,039

    По умолчанию

    Глиптика - искусство резьбы по морским ракушкам и камнях



    ГЛИПТИКА- искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями, амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких или твёрдых пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.
    В прошлом на создание одной геммы могло уйти несколько лет. Теперь в помощь резчику есть специальные инструменты для резьбы, разработаны ультразвуковые технологии, но всё равно глиптика — это ручная работа, требующая времени, мастерства и терпения.
    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
И как мы все понимаем, что быстрый и хороший хостинг стоит денег.

Никакой обязаловки. Всё добровольно.

Работаем до 01.10.2022

Список поступлений от почётных добровольцев



Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Архив

18+