Передвижники - особая каста русских художников, оставивших после себя ценнейшее наследие в сокровищнице мирового искусства. Кто не помнит имена самых выдающихся из них. Но, сегодня хотелось бы вспомнить забытое имя передвижника, которого коллеги по цеху считали совершенно чужим в своей среде. И, будь воля некоторых из них, быть одаренному портретисту Бодаревскому Николаю Корнилиевичу изгнанному из товарищества. За что попал в опалу к своим коллегам и, почему те не могли исключить "нерадивого" художника из своих рядов - далее, в обзоре.



На рубеже 19-20 столетий Николай Бодаревский относился к очень востребованным художникам. Его картины тиражами воспроизводились на эстампах и открытках. У мастера-портретиста не было отбоя от заказчиков. Тем не менее, многие передвижники хотели бы указать ему на дверь своего Товарищества. Они не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, а сам Бодаревский так и не порвал с ними, оставаясь членом Товарищества вплоть до 1918 года. Именно с того времени было приложено немало усилий, чтобы его имя было забыто, хотя некоторые его работы хорошо известны и сейчас, правда, иногда без авторства.



Любимчик. Автор: Николай Бодаревский.


В чем была причина такого разногласия и неприязни в среде творческих людей, спросите вы? По прошествии столетия, с точки зрения современного как зрителя, так и критика это покажется таким несущественным и даже смешным, но тогда такое противостояние было делом чести, а иногда дело доходило до того, что картины Бодаевского буквально с боем снимали с экспозиций непосредственно перед открытиями выставок.

Так все же, в чем была вина художника и чем были нехороши его работы?

Немного из биографии опального художника



Николай Корнилиевич Бодаревский.


Николай Корнилиевич Бодаревский родился в 1850 году в Одессе в дворянской семье, считавшей себя потомками рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул. Невзирая на родословную, жили Бодаревские весьма скромно - отец служил обычным чиновником, занимая невысокий чин - титулярного советника. Талант к рисованию у сына проявился рано, и родители всячески стремились развить у мальчика художественные способности. Поэтому свое первое художественное образование Николай получил в Одесской рисовальной школе Общества поощрения изящных искусств.



«Суд над апостолом Павлом». (1875 год). Холст, масло. Закарпатский художественный музей. Автор: Николай Бодаревский.


А 19-летним юношей Бодаревский поступил в Петербургскую Императорскую Академию художеств, где проявил себя одним из лучших студентов. В 1873 году он удостоился двух золотых медалей за картину "Давид играет на гуслях перед Саулом", а в 1875-м получил звание классного художника 1-й степени по исторической живописи за полотно "Апостол Павел объясняет догматы веры перед царем Агриппой".



«Яблочный спас в Малороссии». (1921 год). Холст, масло. Омский областной музей. Автор: Николай Бодаревский.


В 1880 году талантливый юноша примыкает к передвижникам и начинает выставлять свои полотна на Передвижных экспозициях. Превосходно зарекомендовав себя, в 1884 году становится официальным членом Товарищества Передвижных художественных выставок. Карьера живописца начала стремительно развиваться и в 1908 году Бодаревскому присваивают звание академика, а в 1913-м состоялась его персональная выставка в Петербурге.



В лесной чаще. Автор: Николай Бодаревский.


Как уже говорилось выше, Товариществу передвижников Бодаревский оставался верен до 1918 года. Хотя со многими коллегами по "передвижному цеху" уже много лет у него не складывались рабочие отношения. Нашего героя кардинально отличали и взгляды на искусство, и идеологическое содержание его картин, и сам подход к живописи, что определило восприятие его творчества в узком кругу, а позже, во всем художественном сообществе. Но больше всего он раздражал некоторых коллег своей незаурядной внешностью и нестандартным поведением.



«Автор и модель», (1912 год). Автопортрет художника за работой. Холст, масло. Частное собрание. Автор: Николай Бодаревский.


"Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица Бодаревский строил из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность... Да и затеи его были нелепы: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость." - так он был охарактеризован в воспоминаниях Т. Л. Щепкиной-Куперник.



На свидании. Автор: Николай Бодаревский.


Многие передвижники видели в нем мастера, специализировавшегося лишь на женских портретах и порнографических "ню", причем безбожно идеализированных. Считалось также, что его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. А портреты влиятельных особ, среди которых была и сама императрица Александра Федоровна, безмерно приукрашенными и льстивыми.



«За книгой», (1905), картон, масло — частное собрание. Автор: Николай Бодаревский.


Среди коллег главным оппонентом Николая Корнилиевича был Ефим Волков, среднего таланта пейзажист, нынче абсолютно забытый. Один вид Бодаревского вызывал у него лютую ненависть, и он не упускал случая довести инцидент до драки. "Выставка не открывалась без того, чтобы Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутся ли Волков с Бодаревским",- из воспоминаний одного из передвижников.



Волков, Ефим Ефимович - художник-передвижник.


Причем инициатором побоищ, как правило, выступал Волков. Он, говоря в лицо Бодаревскому откровенные, крайне обидные для авторского самолюбия слова, приказывал рабочим снимать непозволительные по уставу товарищества картины, которые разительно выпадали из общего ряда экспозиции. И, разумеется, что накаленная атмосфера разряжалась грозой, доходившей зачастую до кулачных поединков.



Портрет дамы в сиреневом. Автор: Николай Бодаревский.


Что интересно, на стороне Волкова было большинство передвижников. По их мнению, практически каждый раз, готовя экспозицию ТПХВ, картины нашего героя - большие, яркие и "крикливые", портили всю физиономию предстоящей выставки. И однажды члены товарищества обратились к Репину, как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества, с просьбой очистить выставку от картин Бодаревского. Репин очень огорчился и попытался утихомирить бунтарей: " О, о, о... нельзя же... как-то нужно... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!" Все кое-как угомонились, а на следующий день, делая последний обход перед вернисажем, Репин не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном сказал: "Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!"



Пейзажная живопись от Николая Бодаревского.


Справедливости ради, необходимо отметить, что у Бодаревского, как художника, был широчайший творческий диапазон - он в равной степени превосходно писал полотна на историческую и религиозную тематику, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сцены и пикантные "ню"... Он не замыкался в узких рамках какого-либо жанра, постоянно развивался и совершенствовался. Однако некоторым его коллегам менее талантливым и менее удачливым такой размах казался непостоянством, не позволяющим оттачивать мастерство в рамках определенного направления.



Солнечные ванны. Автор: Николай Бодаревский.


Но самой ключевой претензией к творчеству художника была - тематика. Передвижники, следуя правилам, старались запечатлевать "подлинную жизнь" простого народа, которую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках. Поэтому сцена на пляже Бодаревского, где мать и малыш принимают солнечные ванны, жизненной им абсолютно не казалась. К слову сказать, у Бодаревского даже крестьяне выглядели вполне довольными жизнью, пели и плясали ("Малороссийская свадьба"). Некоторые коллеги хотя и признавали, что тематика подобных работ в целом совпадала с направлениями и целями передвижных выставок, однако страшно критиковали художника за отсутствие на его полотнах социальной остроты.



Девушка с розой. Автор: Николай Бодаревский.




А когда художника угораздило написать девочку с кошкой и девушку с цветком, это было воспринято Товариществом за эталон пошлости и смертный, непростительный грех для передвижника. Этой кошкой Николай Корнильевич практически подписал себе "приговор"... Но, он был старым членом Товарищества передвижников, и отделаться от него было весьма затруднительно. Устав сообщества не предполагал исключение из членства за несоответствие художественных средств и приемов в творчестве.



Девочка с кошкой. Автор: Николай Бодаревский.


Так и остался художник Бодаревский тяжким крестом для передвижников. "...В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро как-то распустился, перевел все на деньги. Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом, дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков..."

Однако после революции художник перебрался в родную Одессу, тем самым отстранившись от товарищества. В 1921 году Николай Бодаревский на 71 году жизни умер, а в 1923-м распалось и само передвижничество.

Реальный взгляд на творчество Бодаревского, спустя целый век



Девочка из Малороссии. Автор: Николай Бодаревский.


По прошествии века, глядя на творчество гонимого мастера глазами современного человека, все же хотелось бы подвести черту под вышесказанным.

Бодаревский - великолепный портретист

Справедливости ради нужно отметить, что портреты Бодаревского отличались большим сходством с моделью, цветовой гармонией и свободной манерой письма, что в полной мере заменяло отсутствие глубокой психологической характеристики. Именно этот подход к портретной живописи и привлекал заказчиков к кисти Бодаревского.



Портрет императрицы Александры Федоровны. (1907 год). Автор: Николай Бодаревский.


К тому же в них весьма сложно заметить стремление автора приукрасить и омолодить модель, сделав из нее "куколку". Взять хотя бы известный портрет императрицы Александры Федоровны 1907 года - с недавнего времени его часто воспроизводят, как правило, без указания автора. Императрица на портрете красива, величественна, но художник не скрыл ни первых следов увядания, ни отсутствия улыбки, ни вечной боли в глазах. И, заметьте, никакой лести.



Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, (1897 год). Автор: Николай Бодаревский.


То же самое можно увидеть и на других портретах. Признанная московская красавица и миллионерша Маргарита Морозова у Богдаевского выглядит менее привлекательной, нежели на портретах других художников, у Серова, например, или на фотографиях. Здесь мы видим образ не пустой, ограниченной кокетки, а женщины с глубоким внутренним миром и весьма серьезными интересами. В действительности Морозова увлекалась философией и была одной из основательниц Религиозно-Философского общества. В свое время она собрала вокруг себя интеллектуальную элиту Москвы.



Портрет императрицы Александры Федоровны. (1907 год). Автор: Николай Бодаревский.




Портрет О.Ф. Бурышкиной. Автор: Николай Бодаревский.




Княгиня Гагарина. Автор: Николай Бодаревский.


Бодаревский - монументалист

Бодаревский также является автором большого монументального проекта, а именно уникальных мозаичных композиций, которыми оформлен храм Спаса на Крови, возведенный на месте, где император Александр II получил смертельное ранение от руки террориста.

созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови. " title="Мозаичные панно,
созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови. " border="0" vspace="5" style="padding: 2px; border: 1px solid rgb(0, 0, 0); max-width: 100%;">

Мозаичные панно,
созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови.





Мозаичные панно, созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови.


И еще один проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, опять же без авторства. В 1889 году художник получил заказ от директора Московской государственной консерватории В. И. Сафонова на четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для украшения Большого концертного зала на 1700 мест. К открытию в марте 1901 года, портреты были закончены. В средине прошлого века некоторые из них пострадали, но отреставрированы и до сих пор являются украшением консерватории.



Большой зал Московской консерватории. Автор: Николай Бодаревский.




Портреты выдающихся композиторов в Большом зале Московской консерватории. Автор: Николай Бодаревский.


Пикантное "ню" Николая Бодаревского

И, наконец, самое главное, о чем нужно сказать. Вы очень удивитесь, узнав, что то, в чем злобно и бескомпромиссно обвиняли коллеги художника, как "спустившегося до уровня порнографии" - было всего лишь довольно скромным по сегодняшним меркам "ню", без которых нынче обходится редкий художник. К слову сказать, таких "порнографических" работ у Бодаревского было совсем немного.

Еще одна претензия, которую выдвигали художнику заключалась в том, что его стиль постоянно "заносило": от академизма к модернизму и от реализма к нео-классицизму... А ведь это поистине здорово, что мастер свободно владел различными стилями и приемами живописи! Что здесь криминального?

Думается, что сегодня многие открыли для себя не только удивительный многогранный талант художника Николая Бодаревского, но и получили прекрасную возможность проанализировать и узнать о нравах и разногласиях в художественной среде людей искусства прошлого века.

В продолжение темы о передвижниках, творивших на стыке двух эпох, наш рассказ:Николай Касаткин -«Некрасов русской живописи» и последний передвижник, который стал первым народным художником советской России.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220320/45861/