После драмы в самолете Lufthansa: в Израиле объяснили, опасно ли лететь без пилотов
Инцидент, из-за которого самолет летел 10 минут без управления, вызвал вопросы о безопасности полета. Израильский специалист объяснил риски

Инцедент в рейсе Lufthansa, ставший достоянием гласности в последние дни, вновь поднял вопрос о блокировке кабины пилотов. Напомним, что во время полета из Франкфурта в Севилью второй пилот потерял сознание, пока капитан находился в туалете. В результате, выйдя из туалета, капитан не смог попасть в кабину пилотов, и самолет со 199 пассажирами летел 10 минут без какого-либо контроля. Насколько часто может случиться такое ЧП и какие выводы сделает мировая авиация?
Согласно выводам испанского Управления по расследованию авиационных происшествий (CIAIAC), во время полета из Франкфурта в Севилью 17 февраля 2024 года второй пилот Airbus A321 потерял сознание в то самое время, когда капитан отлучился в туалет
Выйдя из туалета, капитан набрал стандартный код для открытия двери в кабину пилотов, который активирует звонок и позволяет второму пилоту открыть его. Он пытался сделать это пять раз, но безуспешно. В ту минуту еще никто не знал, что второй пилот потерял сознание. Стюардесса пыталась связаться с ним с помощью внутреннего телефона самолета, но тоже без успеха.
Наконец, капитан набрал аварийный код, который должен был открыть дверь, но в этот момент второй пилот пришел в себя и сумел открыть ее изнутри. Рейс совершил экстренную посадку в Мадриде, пилота госпитализировали.
► Зачем запирают кабину пилотов
Дверь кабины пилотов
(Фото: Aliaksandr Bukatsich / shutterstock)
После угона самолетов 11 сентября 2001 года по всему миру изменили одно правило безопасности: теперь двери кабины пилотов пассажирских самолетов обязаны быть запертыми в течение всего полета. Для этого их укрепили и оснастили специальными замками.
Однако в 2015 году второй пилот немецкой авиакомпании Андреас Лубиц, решивший покончить с собой, направил пассажирский самолет на гору, не позволив капитану войти в запертую кабину. На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа, все погибли. После этого во многих странах были изменены процедуры доступа и блокировки двери кабины, а также установлены механизмы, позволяющие пилотам, которые оказались за пределами кабины, вернуться в нее.
►Что говорят израильские эксперты
Полковник запаса Нери Яркони, бывший начальник Управления гражданской авиации Израиля, объясняет: инцидент на рейсе Lufthansa был не таким уж опасным, но все же это нетривиальное происшествие.
"Уже много лет есть такое правило для экипажа из двух пилотов на крупных пассажирских самолетах: у каждого пилота есть аварийный код для открытия двери. Так произошло и в случае с рейсом Lufthansa, когда напарник был не в состоянии открыть дверь", - объясняет Яркони.
"У охранника в самолете также есть код - на случай чрезвычайной ситуации. Кстати, такие правила установлены не какой-либо одной авиакомпанией: меры безопасности в кабине пилотов регулирует государство, на которое распространяются международные правила. Государству разрешено отступать от процедур лишь при условии, что оно заранее уведомит об этом в секретном документе, - продолжает полковник Яркони. - В случае с рейсом Lufthansa дверь захлопнулась после того, как капитан судна ушел в туалет, а потерявший сознание в это время второй пилот не смог открыть дверь. В этом случае аварийный код позволяет попасть внутрь. Но даже если бы пилот остался без сознания, а аварийный код для открытия двери не сработал (что очень маловероятно), есть и другие способы взлома двери"
Яркони также прокомментировал опасность полета на автопилоте, без физического контроля пилотов. "На практике самолет может лететь на автопилоте даже не 10 минут, как в этом случае, а очень долго – по сути, до тех пор, пока у него не закончится топливо. Ведь даже на рассматриваемом рейсе, еще до его вылета, в систему были внесены все данные для полета. Это означает, что 95 процентов времени самолет летит на автопилоте. Так что именно это и произошло.
Теперь насчет того, что взлет и посадка должны производиться только вручную, пилотами. В принципе самолет в состоянии садиться сам с помощью автопилота, с данными, введенными в начале полета с земли. Взлет дейсвительно проблематичен, это автопилот не может сделать самостоятельно", – сказал он.
– Считаете ли вы, что после такого инцидента процедуры безопасности будут изменены?
– Нет никаких шансов, что потребуется более двух пилотов в кабине. Напротив, планируется, что в будущем в кабине будет только один пилот. Если 50 лет назад экипаж Boeing 707 (гражданского самолета с 200 пассажирами) состоял из четырех человек – один был штурманом, один бортинженером, а двое – пилотами, то в наше время в самолетах Boeing 747 Jumbo Jet необходимость в штурмане отпала. Современные самолеты умеют ориентироваться с помощью управляемых автоматических систем, поэтому нет необходимости в двух пилотах. По моей оценке, в не слишком отдаленном будущем мы придем к тому, что в кабине будет только один пилот. Это позволит решить проблему нехватки летчиков и значительно снизить себестоимость перелетов. Один из бортпроводников будет обучен тому, как в случае чрезвычайной ситуации оказать помощь командиру самолета.
– А что будет, если пилоты находятся в кабине, но уснули?
– В авиационном мире довольно много случаев, когда оба пилота засыпали, один пилот говорил, что вздремнет, а другой обещал его разбудить, но в результате засыпали оба, особенно при длительных перелетах. Современные самолеты имеют специальные датчики, включающие сирену, когда нет движения или звука в кабине, чтобы разбудить пилотов.
Кто не любит музыку тот не любит жизнь