За два года минтранс отменил 60 автобусных маршрутов, работавших по субботам
[COLOR=var(--kmnd-body-color)]TheMarker
14.09.2024 16:00
[/COLOR]
Принято считать, что общественный транспорт в Израиле по субботам не работает, но это не совсем так. На самом деле существуют автобусные маршруты, действующие в течение всей недели. Разумеется, это не относится ко всем городам страны. Но в Хайфе, Восточном Иерусалиме, в Эйлате, а также в некоторых поселках Галилеи и Негева автобусы работают и по субботам. Кроме того, на некоторых маршрутах существуют рейсы, которые выполняются до истечения субботы, а на некоторых – и в пятницу вечером.
Похоже, такое положение дел не вполне устраивает министерство транспорта. В течение двух последних лет оно отменило более 60 автобусных маршрутов, действовавших в течение всей недели. В июне 2022 года в Израиле насчитывалось 493 таких маршрута, а в августе 2024 года – только 431.
Действующая регуляция оговаривает ряд условий, при которых министерство транспорта может выдать разрешение на работу автобусов по субботам. Это касается маршрутов, ведущих к больницам, приграничных поселков и населенных пунктов, большинство жителей которых не являются евреями. Кроме того, выдача разрешения на работу автобусов по субботам может быть продиктована соображениями общественной безопасности.
Большинство маршрутов, действующих в Израиле по субботам, связывает арабские населенные пункты. Именно их коснулись сокращения последних лет. Отменены были городские линии в Назарете, Шфараме, Тире и Байт-Джане, а также междугородние маршруты, связывавшие Назарет и Хайфу (339 и 534), Арамше и Нагарию (24), Иблин и Бир-эль-Махсур (99).


«Это демонстрирует отношение правительства к нашим проблемам, — говорит генеральный директор Объединения руководителей органов местной власти в арабском секторе Амир Башарат. – Сначала принимаются необдуманные решения об открытии каких-то автобусных маршрутов. А потом они отменяются из-за отсутствия спроса. Реальные интересы жителей арабских населенных пунктов при этом не учитываются. А они нуждаются в качественном общественном транспорте. Для этого создание новых маршрутов необходимо координировать с органами местной власти. Но министерство транспорта принимает не согласовывает с нами свои решения».
Отмены последних лет коснулись и еврейского сектора. Автобусы 10 и 11, связывавшие центры развлечений в Эйлате с жилыми кварталами, больше не работают по субботам. Отменены были также междугородние маршруты, связывавшие Хайфу и Эйлат, Иерусалим и Бейт-Шеан, Хадеру и Тель-Авив, Беэр-Шеву и Кармиэль. Автобус номер 36 (Ор-Йегуда – Тель-Авив), который начинал работать до исхода субботы (в 18.00), теперь начинает работать поздним вечером (в 21.00).
Время работы сокращается, остановки отменяются
Сокращается и количество междугородних автобусов, отправляющихся в рейс до истечения субботы. Например, в графике 446 маршрута (Беэр-Шева – Иерусалим) осталось лишь два таких рейса – в 18.40 и в 18.55. Еще несколько месяцев назад их было пять.
Автобус номер 15, связывающий Хайфу и Кирьят-Моцкин, больше не работает по вечерам в пятницу, после наступления субботы. А на следующий день он возобновляет свою работу только в 18.00. Автобус номер 25 (Кирьят-Ата – Кирьят-Бялик) начинает работать еще позже – в 19.15. Автобус номер 36 (Кармиэль – Халуц) – в 19.40, всего за 15 минут до исхода субботы в период действия летнего времени.
Аналогичные изменения коснулись и других автобусных линий, получивших разрешение на работу в течение субботы. Маршрут 940 (Хайфа – Иерусалим) отправляется в рейс до исхода субботы лишь один раз – в 18.00. В обратном направлении аналогичные рейсы вообще отсутствуют. Маршрут 389 (Арад – Тель-Авив) отправляется из Арада лишь однажды – в 18.00, а в обратном направлении – только в 20.45. Маршрут 853 (Голанские высоты – Тель-Авив) тоже выходит в рейс до истечения субботы только один раз – в 16.00.
По субботам, начиная с 18.00, работают и некоторые городские маршруты в районе Гуш-Дана – в Тель-Авиве, Бат-Яме, Ришон ле-Ционе, Петах-Тикве, Рамат ха-Шароне, Холоне и Рамат-Гане. Это касается линий, проходящих в районе больниц. На этом основании министерство транспорта выдало разрешение на их работу до истечения субботы.
Вместе с тем, есть больницы, к которым нельзя добраться на общественном транспорте в субботнее время. Это, например, «Асута» в Ашдоде, «Барзилай» в Ашкелоне, «Хадаса – Эйн-Карем» и «Шаарей цедек» в Иерусалиме.
Маршруты, связывающие с крупными городами приграничные населенные пункты, начинают работать до исхода субботы, но происходит это достаточно поздно. Автобус номер 35 (Эшколь – Беэр-Шева) отправляется в первый рейс в 18.30, и автобус номер 379 (Эшколь – Тель-Авив) тоже в 18.30.
Серьезный ущерб
Отмена десятков автобусных маршрутов, работавших по субботам, наносит серьезный ущерб гражданам Израиля. На самом деле министерство транспорта должно было бы предпринять шаги в обратном направлении.
Например, автобус номер 480, связывающий Иерусалим с Тель-Авивом, после наступления субботы выполняет лишь два рейса – в 23.25 и 23.45. Это не очень удобное время, и, кроме того, реальное количество пассажиров, желающих добраться в пятницу вечером из Иерусалима в Тель-Авив, намного превышает вместимость двух автобусов. В обратном направлении после наступления субботы выполняется только один рейс – в 19.15.
Очевидно, что сообщение между двумя крупнейшими городами страны должно быть улучшено. Стоило бы добавить автобусные рейсы в обоих направлениях и в пятницу вечером, и в субботу утром, и в середине дня. Это возможно – ведь разрешение на задействование 480 маршрута по субботам уже имеется.
Министерство транспорта разрешило работать по субботам и автобусам, связывающим Тель-Авив и Ашкелон (маршрут 301). На исходе субботы первый рейс из Ашкелона в Тель-Авив отправляется только в 19.30. Вместе с тем, 301 автобус выполняет один рейс в пятницу вечером – в 22.45. Таким образом, из Ашкелона в Тель-Авив можно добраться и после наступления субботы.
Приходится рассчитывать на частную инициативу
Министерство транспорта не прилагает усилий для того, чтобы помочь гражданам перемещаться по стране во время субботы. Поэтому нам остается рассчитывать на частную инициативу.
Альтернативой автобусам по субботам являются маршрутные такси. Однако из-за транспортной реформы их содержание стало гораздо менее выгодным. 14 лет назад в Израиле насчитывалось около 2300 маршрутных такси, а в настоящее время – только 83.
Пытаются решить проблему общественного транспорта по субботам и органы местной власти. В центре страны успешно работает проект «Наим бе-шабат». Благодаря ему жители Гуш-Дана получили возможность пользоваться автобусами по субботам, и к тому же бесплатно. Но к этому проекту присоединились только либеральные муниципалитеты. Жители городов, где органы местной власти контролируются консерваторами, по-прежнему лишены возможности ездить на автобусах по субботам.
В такой ситуации большинство граждан вынуждено покупать собственные машины. Постоянное увеличение их числа затрудняет движение транспорта и наносит ущерб экономике страны. По некоторым оценкам, потери, наносимые пробками, составляют около 31 млрд шекелей в год.
Граждане страны остро нуждаются в общественном транспорте по субботам. Без этого многие оказываются лишены возможности навестить своих родственников в выходные дни, или поехать на отдых с семьей. Обладатели собственных машин отправляются в путь и это приводит к образованию многочисленных пробок в пятницу вечером. Министерству транспорту следует, не откладывая в долгий ящик, принять действенные меры для решения этой проблемы.
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?