Быковские
Быковский, Михаил Доримедонтович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2022 года; проверки требуют 28 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быковский; Быковский, Михаил.
Михаи́л Доримедо́нтович (Дормедонтович) Быко́вский (29 октября (10 ноября) 1801, Москва — 9 (21) ноября 1885, там же) — русский архитектор, один из идеологов и первых мастеров московской эклектики, реставратор и общественный деятель; отец архитектора Константина Быковского и исторического живописца Николая Быковского. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Академик (с 1831) и почётный вольный общник (с 1862) Императорской Академии художеств; инициатор учреждения и первый председатель Московского архитектурного общества (с 1867), также участвовал в организации московских Училища живописи, ваяния и зодчества и Художественного общества. Действительный статский советник (185
.
Содержание
Биография
Молодые годы
Родился в Москве на Плющихе. Сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) — столяра и резчика по дереву — мастера по иконостасам. Как указывал в своих записках М. Д. Быковский:Я родился <…> в воскресенье 29 октября 1801 года (как мне сказывала мать) на
Плющихе в доме бывшем медника Григорьева
Однако в книге «Родословная книга дворянства Московской губернии» (М., 1914) со ссылкой на Некролог указана дата рождения 29 декабря 1801 года[2].
С детства научился чертить профили и планы иконостасов[3]. Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года — в учениках у Доменико Жилярди. В 1817—1823 годах — помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе[4]. С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). После смерти отца в 1824 году, чтобы поддержать семью, продолжил отцовское ремесло. Параллельно Быковский выполнял на заказ портреты карандашом[3]. В 1829 году по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена — начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831 году, защитив конкурсный проект здания карантина и получив право на стажировку в Европе и гражданскую службу, в которую он вступил 15 мая 1833 года (чиновником особых поручений московского генерал-губернатора Д. В. Голицына и преподавателем Московском дворцовом архитектурном училище) и уже в 1834 году был награждён бриллиантовым перстнем[5]; «Д. В. Голицын задумал соорудить грандиозное здание базара с театром в роде Пале-Рояля» и проект этого здания М. Д. Быковский «лично объяснял императору Николаю I в его кабинете в Петербурге и получил одобрение». В 1836—1842 годах М. Д. Быковский возглавлял Московское дворцовое архитектурное училище. В 1838 году он отправился в заграничное путешествие; был в Берлине у Шинкеля, посетил Италию, Францию.
Городской архитектор
Надвратная церковь Страстного монастыряВернувшись в Москву, Быковский занял должность архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 году он стал также архитектором Воспитательного дома. Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев. Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х — 1840-х годов — знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания. Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах[6]. В 1839—1849 годах, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, уничтоженные в 1930-е годах. В 1867 году основал Московское архитектурное общество, председателем которого был избран. Воспитал плеяду архитекторов: Вивьена Старшего, Борникова, Авдеева, Горского, Гвоздёва, Лопыревского и многих других[3].
Идеолог историзма
Ивановский монастырьВ 1834 году М. Д. Быковский выступил с кафедры архитектурного училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах»[7]. Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы — и мы её оставили, забыли, как будто чужую»)[8] и деятельностью К. А. Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона. Если искусство Тона — цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным — соответствие архитектуры назначению сооружений»[9]. Быковский «не мог сочувствовать многоярусным иконостасам и познакомил Ю. Д. Филимонова, который давал уроки старшему его сыну, с появившемся тогда исследованием Ленуара о древней форме иконостасов, что послужило точкой отправления в исследовании Филимонова».
В гражданской архитектуре, крупнейшая постройка М. Д. Быковского — готический ансамбль усадьбы Марфино, работа над главным домом которого была завершена только в 1846 году. Кроме этого, в 1850-х годах он выполнил внутреннюю отделку дома графа Шереметьева, а к коронации Александра II отреставрировал Останкинский дворец.
С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работал для московских и подмосковных монастырей. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех, которые были выполнены после второй заграничной поездки Быковского в конце 1850-х годов, представляют собой совершенно уже иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII — начала XIX века. К этому же времени относится отделка домовой церкви в доме Шипова.
Умер в 1885 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище (27 уч.)[10].
Сохранившиеся постройки
Петропавловская церковь в Марфино
- Усадьба Марфино (1837—1846)
- Оранжереи и павильоны усадьбы Семёновское-Отрада (184

- Собор Владимирской иконы Божией Матери Спасо-Бородинского женского монастыря, Бородинское поле (1851—1859)
- Колокольня и иконостас Никольской церкви в Никольское-Урюпино (1840-е гг.)
- Варваринский сиротский приют, Шаболовка, 37 (1849—1855, перестроен в начале XX века)
- Ограда с башнями Армянского Ваганьковского кладбища (1850-е гг.)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Головково, Московская обл. (1852—1864)
- Церковь Алексия, человека Божия, в Ново-Алексеевском монастыре, Верхняя Красносельская улица, 15a (1853)[11]
- Церковь Александра Невского в Вонлярово (1853)
- Церковь Воскресения Словущего в Покровском монастыре (расширение здания 1792 года постройки, 1854—1855)
- Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, улица Покровка, 13. От большой однокупольной церкви сохранился только уличный фасад с портиком (1856—1861)
- Ивановский монастырь, с собором усекновения главы Иоанна Предтечи (1860—1879)[12]
- Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, Фестивальная улица, 77 (1866—1870)[13]
Утраченные постройки
Колокольня Никитского монастыря. 1882
Здание бывшего Варваринского сиротского приюта с церковью великомученицы Варвары
Награды
С 25 октября 1858 года М. Д. Быковский состоял в чине действительного статского советника[5].
Семья
Жена, с 1832 года — Эмилия Львовна Минелли. Свадьба состоялась после смерти в 1831 году её брата Константина, с которым Быковский учился у Жилярди. Скончалась она в 1841 году при родах второго сына. На её могиле по проекту Быковского была поставлена часовня. В память о жене он также отделал в готическом стиле придел Св. Эмилии в католическом храме Св. Петра и Павла и в это же время он получил заказ на здание, которое должно было стать достойным памяти любимой жены.
Дети:
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?