Все разговоры о пользе инфляции – в пользу… богатых. По моему убеждению инфляция всегда вредна. Те плюсы, которые, по мнению некоторых экономистов, несёт с собой эта дама, многократно перекрываются минусами.
С инфляцией можно и нужно бороться. И, скажу сейчас вещь, за которую на меня набросятся, бороться с ней можно и нужно не только экономическими, но и административными методами.
Объективно существует всего один факто, влияющий на инфляцию в сторону её увеличения: ресурсы полезных ископаемых ограничены. Месторождения иссякают и приходится разрабатывать другие месторождения, более бедные иди находящиеся в более труднодоступных местах. Отсюда – удорожание сырья и, особенно, топлива. Как быстро сейчас растёт цена на нефть! А, деле – цепная реакция. И дорожает всё остальное.
Объективно существует и один фактор, который влияет на инфляцию в сторону её снижения: совершенствование технологий. То, что раньше требовало огромных затрат времени и сил, теперь делается шутя. Мы не задумываясь выбрасываем пластиковую бутылку, а подумайте, сколько аналогичная посуда могла бы стоить, скажем, в Средние Века? Или соль. Когда-то она была дорога баснословно. Даже примета появилась: рассыпать соль – к ссоре. А сколько она стоит теперь? На пирах у Наполеона самым дорогим гостям давали вилки и ложки из дорогущего металла – алюминия. Остальные гости ели обычными золотыми. Теперь алюминиевыми ложками едят солдаты.
Всё остальное – человеческий фактор. Деятельность политиков и проч.
При социализме инфляция была просто запрещена. Цены были государственные. Продажа товара по цене выше, чем указано в прейскуранте, каралась как уголоывное преступление.
Тем не менее инфляция в соцстранах была. Ползучая. Откуда же она бралась?
1. Плановое повышение цен, проводившееся самим государством. Для того, чтобы подсластить пилюлю, одновременно объявлялось о понижении цен на какие-то другие товары, вероятно, завалявшиеся.
2. Изменение ассортимента, вымывание из него дешёвых товаров. Продать товар дороже, чем указано в прейскуранте нельзя. Но ничто не мешает чуть изменить технологию, поменять название и продавать товар по другой цене. Например(пример условный), «Докторская» колбаса стоила 2.30. Что-то поменяли в технологии, например, содержание соли и стали выпускать почти такую же «Останкинскую», но уже за 2.90.
3. Рост цен на чёрном рынке.
Помните резкий скачок цен в начале 90-х? За год до этих событий я прочёл в одном экономическом журнале статью. Речь шла о завышении цен на сельскохозяйственную технику.
Допустим, выпускают новый комбайн. Комбайн лучше предыдущего, удобнее, производительнее. Скажем, производительность его выше на 20%. А цена – вдвое. Старые комбайны, конечно же, снимают с производства. И приходится бедным сельчанам покупать комбайн вдове более дорогой. А производительность-то выше не вдвое! И становится сельское хозяйство нерентабельным. Сельчане взывают к правительству. Правительство повышает закупочные цены на сельхозпродукцию. После чего страдает бюджет, вынужденный платить дотации. И тогда министр финансов Павлов повышает цены на продукты. И хлеб уже стоит не 14 копеек, а 50. И дальше инфляция набирает обороты.
Что мы видим? Причиной данного витка инфляции явились не какие-то объективные экономические причины, а банальное желание работников заводов, выпускающих сельхозтехнику получить больше денег. То же трюк, что и с колбасой. Только стоил нам всем гораздо дороже. Включая тех же тракторостроителей.
Говорят, история не знает сослагательного наклонения, и всё же, представим себе ситуацию: чиновник, которому по должности положено было утверждать цену на новые трактора и молотилки сказал бы: «Нет, ребята! Так не пойдёт! Производительность выще на 20%? Вот и цену ставьте на 20% выше. Точка» Тракторостороители, конечно же, огорчились бы. Но, глядишь, не было бы витка инфляции.
продолжение следует
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?