Страусов сегодня разводят как коров, овец и свиней - на фермах. Тем не менее, для большинства эти птицы остаются экзотикой. Наиболее распространены они в Восточной Африке.
Родиной страусов считается африканский континент, хотя некоторые ученые утверждают, что в Африку страусы попали из Азии.
В предледниковое время страусы обитали на юго-востоке Европы, в Северной Индии и Китае. Здесь найдены кости семи-восьми вымерших видов страусов. Африканские страусы сотни тысяч лет назад, а возможно, и позже жили на юге Украины и дальше на восток до Монголии. В Сирии и Аравии их истребили совсем недавно (по некоторым данным - даже в 1948 году!).
Так или иначе, но в жарких южных степях эти удивительные птицы устраивают свои гнезда и выводят птенцов самостоятельно, но так же хорошо они могут чувствовать себя и на страусиной ферме где-нибудь в Мурманской области.
Страусы неплохо одомашниваются, поэтому их уже довольно давно разводят на специальных фермах. По одним данным, первые загоны для полудомашних страусов появились на алжирской земле, по другим - сначала в Южной Африке в 1838 году, а потом уже в Алжире, Сицилии, во Флориде, на юге Франции, у Ниццы, позднее - даже в Австралии, где одичавшие страусы и сейчас будто бы еще живут местами.
Перед Первой мировой войной в Южной Африке на фермах жило около 300 тысяч страусов. 370 тонн страусиных перьев экспортировала в 1910 году эта страна. Перья из птиц не выдергивали, а раз или два в году срезали близко к коже. Только двух-трехлетние и более пожилые страусы годились для такой операции - у молодых особей перья неценные.
Потом началась война, и всем было уже не до страусов. После войны излишки страусов стали ликвидировать - на птиц открыли свободную охоту. На автомобилях гонялись за ними и стреляли: с каждой такой "прогулки" привозили сотни страусиных шкур, шили из них дамские сумочки и прочие вещи. Мясо оставляли в степи, так что гиены, шакалы и грифы наедались вволю.
После некоторого упадка вновь возродились фермы страусов: 42 тысячи птиц пасется сейчас в Южной Африке в обширных загонах. Перья и даже страусиная кожа идут на разные поделки.
Конечно, перья - это не единственная ценность страусов. Говорят, страусятина на вкус - нечто среднее между мясом птицы и говядиной, а страусиные яйца вкусные, как куриные, при этом весят от полутора до двух килограммов каждое. В саванне на них много охотников - даже антилопы ориксы (копытами) и стервятники (употребив камень как молоток!), взломав скорлупу, едят страусиные яйца. У этих яиц есть еще ценное достоинство: не скоро портятся, в холодильнике можно хранить целый год.
Одно неудобство: разбить яйцо трудно. Скорлупа на нем толстая - миллиметр-два. И варятся долго: "вкрутую" - по два часа.
Впрочем, это нисколько не мешает поклонникам разведения страусов: сегодня даже в России немало страусиных ферм - от Краснодара до Мурманска прижились пернатые лошади.
Страус по праву завоевал титул "самого-самого". Во-первых, это самая высокая птица в мире, во-вторых, самая тяжелая и, в-третьих, самая быстроногая. Ростом страус выше лошади, а весит не менее девяносто килограммов.
Страус - чрезвычайно сильное животное, на нем легко можно ездить верхом! Взрослый самец везет человека без труда, и седла не требуется: ведь под всадником "перина". 50 километров в час страус бежит не напрягаясь(полчаса не сбавляя скорости и каждым шагом отмеривая по 4- 5 метров!). А высшая резвость - 70 километров в час. Африканцы утверждают, что быстроногую птицу невозможно догнать верхом на коне.
Сила страуса такова, что он легко противостоит довольно крупным хищникам, напоминая собой легендарных царственных пернатых хищников доисторических времен. В Ганноверском зоопарке был такой случай: страус на что-то рассердился, ударил ногой по решетке и согнул под прямым углом железный прут толщиной в сантиметр. Во Франкфурте, в зоопарке, страус тоже "погорячился": стукнул сторожа ногой, задел только пальцем, но швырнул человека на проволочную изгородь. В зоопарках удержать страусов могут только двухметровые сетки, если ниже - перепрыгнут.
Единственное в чем страус уступает остальным пернатым - он не умеет летать. Крылья у него короткие и слабые. Полеты этим птицам заменяют весенние танцы. Во время подобных игрищ они подгибают ноги и бьют головой по своим бокам-барабанам. Черное оперение колышется, как волны, а белые перья кажутся пышной пеной на черных волнах...