Гостеприимство было среди ирокезов прочно укоренившимся порядком. Если кто-нибудь входил в дом индейца в любой индейской деревне, будь то односельчанин, соплеменник или чужой, женщины дома обязаны были предложить ему пищу. Пренебрежение этим было бы невежливостью, более того, обидой. Если гость был голоден, он ел, если он был сыт, вежливость требовала, чтобы он попробовал еду и поблагодарил хозяев. Та же картина повторялась в любом доме, куда бы он ни вошел в любое время дня. Обычай этот соблюдался исключительно строго, и то же гостеприимство распространялось на незнакомых людей, принадлежащих как к своим племенам, так и к чужим. Когда среди американских индейцев появились европейцы, закон гостеприимства распространился и на них. Эта характерная черта варварского общества, в котором пища являлась главным жизненным интересом, представляет собой замечательный факт. Закон гостеприимства в той форме, в какой он действовал у американских туземцев, должен был в конце концов повести к уравнению средств существования. Не могло случиться, чтобы в одном конце индейского селения или в какой-нибудь части индейского лагеря был голод и нужда, а в другом конце того же селения или лагеря царило бы полное изобилие. Это показывает, что уже в период открытия Америки у туземцев существовал определенный строй жизни, на который мы не обратили достаточного внимания.
Несколько лет тому назад я видел замечательный пример могущества этого обычая в сознании индейцев. Дело происходило в резервации племени сенека в штате Нью-Йорк. Овдовел один из вождей сенека, человек прекрасно поставленный в жизни, владелец ферм, земель и стад, словом, обеспеченный во всех отношениях. Место хозяйки дома заняла его дочь, воспитанная уже в обычаях цивилизации. Ссылаясь на древний обычай, старик потребовал от дочери, чтобы пища, которая по обычаю должна предлагаться всякому человеку, переступающему порог дома, была бы всегда готовой, и сказал ей, что не допустит пренебрежения обычаем предков. Изменение жизненных условий, в частности установление принятых в цивилизованном обществе определенных часов обеда и ужина, когда можно было ожидать появления гостя, нисколько не поколебали в его глазах святости старинного обычая
1.