Сексуальная жизнь Цезаря


По единодушному свидетельству всех античных авторов, Цезарь отличался сексуальной распущенностью: «он был любовником многих знатных женщин», включая жен своих товарищей по триумвирату — Тертуллу, жену Красса, и Муцию, жену Помпея; утверждали и о связи его с женой своего союзника царя Мавритании Богуда — Эвноей. Особой любовью Цезаря пользовалась Сервилия, сестра Катона Младшего и мать Брута, что дало повод к легенде о том, будто Брут был сыном Цезаря (хотя Брут был моложе Цезаря всего на 17-19 лет, разгар же романа с Сервилией приходится на конец 60-х гг., когда Брут уже вступал во взрослую жизнь.
Вопрос о предполагаемой бисексуальности Цезаря спорен, вопреки слухам о юношеской связи с Никомедом. Этот эпизод дал повод некоторым людям, в особенности идеологам гей-сообщества, причислять Цезаря к числу знаменитых гомосексуалов. Наоборот, люди, придерживающиеся традиционных взглядов на гомосексуальность, склонны отвергать даже эпизод с Никомедом, объясняя его клеветой врагов. Данный слух получил достаточно широкое распространение не только среди политических противников Цезаря, так как даже собственные его солдаты во время галльского триумфа пели песенки о «покорении» Цезаря Никомедом. Что же касается его гомосексуального поведения в дальнейшем — никаких свидетельств тому нет. Сторонники этой идеи ссылаются на остроту Куриона Старшего, который «в какой-то речи назвал его мужем всякой женщины и женой всех мужей». Однако тут перед нами образец инвективного жанра, который, как и всякая ругань, очень условно соотносится с реальностью (при этом, обвинения в гомосексуальном разврате были в античных инвективах почти обязательными). Сам Светоний, от которого мы знаем все подробности обвинений, утверждений и насмешек по поводу истории с Никомедом, считает её однако «единственным пятном на целомудрии Цезаря». Действительно, при том что мы относительно подробно осведомлены о многочисленных романах Цезаря с женщинами — мы не знаем более о его связях ни с одним мужчиной, ни даже о его мальчиках-любимцах, хотя иметь раба-любимца считалось в порядке вещей для богатого римлянина и мы знаем имена любимцев целого ряда знаменитых людей; ряд же источников, в особенности письма Цицерона, донес до нас мельчайшие бытовые детали тех лет