Если говорить о национальной политике в СССР, то, мне кажется, соит выделить 3 периода: Ленинский, Сталинско-Брежневский и Гобачёвский (Перестройку). Причём Ленинский закончился не в 1924 со смертью Ленина. По инерции он продолжался ещё несколько лет.
Ленину стоит поставить в заслугу, что при нём с национализмом и с антисемитизмом в частности действительно шла борьба. И борьба серьёзная. Помимо инернационалистической пропаганды и агитации, что, согласитесь, тоже немало, широко применялись и карательные меры. Националистов снимали с постов, гнали с работы, исключали из партии и Комсомола. И это, заметьте, задолго до провозглашения политкорректности в Европе и Америке. Так что здесь у СССР пальма первенства. Вторая страна, насколько мне известна - Чехословакия, с её очень приличным президентом Масариком.
Да, национальные проблемы в первые годы Советской Власи были и были они огромны. Но и за решение их принялись серьёзно и жёстко. И если бы Ленинская политика в национальном вопросе продолжалась и дальше, то через 3-4 поколения националисты вымерли бы как бронтозавры и о них бы вспоминали теперь с удивлением и брезгливостью как о дикарях-людоедах.
При Сталине интернационализм так же провозглашался одним из основных принципов. Но именно при Сталине, с его согласия и благословения начал реанимироваться почти задушенный при Ленине великодержавный шовинизм, а с ним и все остальные виды национализма. Более того, проблемы в этой области по приказу сверху замалчивались. И это естественно! Двойная мораль. В газетах и на плакатах - дружба народов, в реальной жизни - секретные формуляры, на какие должности представителей како нации брать можно, а какой - нельзя. Помните? "У нас всё хорошо. Конечно есть отдельные нерешённые пока проблемы. (воры, жулики, взяточники), но мы с этим боремся. А вцелом всё чудестно и мы идём к коммунизму." Так вот, наличие проблем в национальной сфере не признавалось даже на уровне "отдельных несознательных личностей" Всё хорошо и точка.
Наконец, период Перестройки. Говорить о проблемах в национальной сфере можно и даже модно. А вот решать их... Ну, у нас же гласность! Мы говорим открыто: да плохо! А, что, ещё и надо что-то делать?
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?