Список организаций, членом которых состоял Н. К. Рерих


  1. Действительный член Российской академии художеств.
  2. Основатель Института объединённых искусств в Нью-Йорке (США).
  3. Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  4. Почётный директор Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  5. Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  6. Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  7. Действительный член Реймской академии (Франция).
  8. Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  9. Почётный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  10. Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  11. Вице-президент Американского института археологии (США).
  12. Почётный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  13. Почётный член Общества Мора (Франция).
  14. Член Красного Креста (Франция).
  15. Член Общества по изучению древностей (Франция).
  16. Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  17. Член Осеннего салона (Париж).
  18. Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  19. Почётный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  20. Почётный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  21. Почётный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  22. Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  23. Почётный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  24. Почётный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  25. Почётный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  26. Почётный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  27. Почётный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  28. Почётный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  29. Почётный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  30. Член Института Джагадиса Бозе (Индия).
  31. Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  32. Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  33. Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  34. Почётный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
  35. Почётный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  36. Почётный член Общества Люзас (Париж).
  37. Почётный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  38. Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  39. Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  40. Почётный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  41. Почётный член Общества Браурведа (Ява).
  42. Почётный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  43. Почётный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  44. Президент Лиги культуры (США).
  45. Почётный президент Американо-русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).

[править] Основные труды Н. К. Рериха

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
один знак найдем мы.
Надо до солнца пойти.
Ночью все приготовить.
Небо ночное, смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Вчера еще Кассиопея
была и грустна и туманна,
Альдебаран пугливо мерцал.
И не показалась Венера.
Но теперь воспрянули все.
Орион и Арктур засверкали.
За Алтаиром далеко
новые звездные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.[99]

1916

Н. К. Рерих «Пора»
(из сборника стихов «Цветы Мории»)


  1. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1898. № 3; 1899. № 4—5.
  2. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. СПб., 1899.
  3. Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905.
  4. Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914.
  5. Пути Благословения. Нью-Йорк, 1924.
  6. Сердце Азии. Southbury, 1929.
  7. Держава Света. Southbury, 1931.
  8. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, [1933].
  9. Знамя Мира. Харбин, 1934.
  10. Священный Дозор. Харбин, 1934.
  11. Врата в Будущее. Рига, 1936.
  12. Нерушимое. Рига, 1936.
  13. Алтай — Гималаи: Путевой дневник. М., 1974.
  14. Из литературного наследия. М., 1974.
  15. Цветы Мории: Стихотворения. М., 1984.
  16. Сказки. Л., 1991.
  17. Обитель света. М., 1992.
  18. Берегите старину. М., 1993.
  19. Древние источники. М., 1993.
  20. Художники жизни. М., 1993.
  21. Молодому другу. М., 1993.
  22. Урусвати. М., 1993.
  23. Восток — Запад. М., 1994.
  24. Культура и цивилизация. М., 1994.
  25. О Великой Отечественной войне. М., 1994.
  26. Шамбала. М., 1994.
  27. Душа народов. М., 1995.
  28. Листы дневника. В 3 т. М., 1995—1996.
  29. Shambhala. New York, 1930.
  30. Banner of Peace. New York, 1931.
  31. Himalayas — Abode of Light. Bombay, 1947.
  32. Adamant. New York, 1967.

[править] Музеи Рериха

Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение.[100] Сегодня рериховские общественные организации работают во многих странах Западного полушария, Европы и некоторых странах Азии, а также в Австралии. В России действуют сотни рериховских обществ и неформальных групп.[100] Рериховское движение почитателей «Живой этики» особенным образом повлияло на развитие нью-эйдж в России.[8]

Музей-усадьба Рериха в Изваре — первый государственный музей Рериха


[править] Музей Рериха в Нью-Йорке

Первый музей Рериха был открыт в 1921 году в Нью-Йорке с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Л. Хорша.[100] Однако скандал вокруг Музея Рериха, спровоцированный Хоршем в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и в том числе музея.[101]
Благодаря усилиям Е. И. Рерих, К. Кемпбелл-Стиббе и З. Г. Фосдик в 1949 году в Нью-Йорке был открыт другой Музей Н. К. Рериха. Он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нём, о его жизни и творчестве.[102]
[править] Государственный музей Востока в Москве

В Государственном музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К. Кемпбелл и С. Н. Рериха, созданы Мемориальный кабинет Н. К. Рериха, постоянная экспозиция его творчества и научный отдел наследия Рерихов.[100] Уже в 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции.[103] В соответствии с требованиями Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки Российского государства, было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом.[103] Однако Государственный музей Рериха существует пока только на бумаге.[103] В Музее Востока действует научный отдел наследия Рерихов, занимающийся всесторонним исследованием и популяризацией из жизни и творчества.
[править] Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре

В имении Извара под Санкт-Петербургом открыт Музей-усадьба Н. К. Рериха, представляющий собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей Рериха.[104] Он был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII — начала XX века, старинный парк, родниковые озера.[104]

Общественный Музей имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов (Москва)


[править] Центр-музей имени Н. К. Рериха Международного центра Рерихов в Москве

В итоге сложных и драматических событий был создан Музей имени Н. К. Рериха при общественной организации «Международный центр Рерихов»[100], директором которого является Л. В. Шапошникова.[105]
Часть наследия семьи Рерихов (картины, архив, библиотека и семейные реликвии) составляет основу общественного Музея имени Н. К. Рериха. Первая музейная экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходят ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей[106], организуются выставки и концерты, читаются лекции, посвящённые рериховскому наследию.
[править] Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.[107]
[править] Оценка Н.К. Рериха и его творчества современниками

Художник и искусствовед И. Э. Грабарь довольно резко отзывался о Рерихе[108]:
Я даже не знаю сейчас и никогда не знал раньше, где кончается искренность Рериха, его подлинное credo, и где начинается поза, маска, беззастенчивое притворство и рассчитанное мудрецом жизни уловление зрителя, читателя, потребителя. [..] эти два элемента — правдивость и лживость, искренность и фальшь — в жизни и искусстве Рериха неразрывно спаяны…[109]
По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:
…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением[110].
Художник и критик С. К. Маковский дал выразительный психологический портрет Рериха-живописца[111]:
Мечтатель о прошлом ... [Рерих] всегда холоден, неизменно жутко нем даже тогда, когда хочет быть ласковым и осветить человеческим чувством каменную пустынность седых далей ... Сказочным окаменением представляется мне мир Рериха, и краски его ложатся твердые как мозаика, и формы его не дышат, не зыблются, как всё живое и преходящее, а незыблемо пребывают, уподобляясь очертаниями и гранями своими скалам и пещерным кремням.[112]
Премьер-министр Индии Дж. Неру:
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства..[113]