Список организаций, членом которых состоял Н. К. Рерих
- Действительный член Российской академии художеств.
- Основатель Института объединённых искусств в Нью-Йорке (США).
- Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
- Почётный директор Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
- Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
- Действительный член Португальской академии (Коимбра).
- Действительный член Реймской академии (Франция).
- Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
- Почётный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
- Вице-президент Общества Марка Твена (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США).
- Почётный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
- Почётный член Общества Мора (Франция).
- Член Красного Креста (Франция).
- Член Общества по изучению древностей (Франция).
- Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
- Член Осеннего салона (Париж).
- Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
- Почётный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
- Почётный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
- Почётный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
- Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
- Почётный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
- Почётный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
- Почётный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
- Почётный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
- Почётный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
- Почётный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
- Почётный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
- Член Института Джагадиса Бозе (Индия).
- Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
- Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
- Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
- Почётный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
- Почётный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
- Почётный член Общества Люзас (Париж).
- Почётный член Лиги в защиту искусства (Париж).
- Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
- Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
- Почётный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
- Почётный член Общества Браурведа (Ява).
- Почётный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
- Почётный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
- Президент Лиги культуры (США).
- Почётный президент Американо-русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
[править] Основные труды Н. К. Рериха
Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
один знак найдем мы.
Надо до солнца пойти.
Ночью все приготовить.
Небо ночное, смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Вчера еще Кассиопея
была и грустна и туманна,
Альдебаран пугливо мерцал.
И не показалась Венера.
Но теперь воспрянули все.
Орион и Арктур засверкали.
За Алтаиром далеко
новые звездные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.[99]
1916
Н. К. Рерих «Пора»
(из сборника стихов «Цветы Мории»)
- Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1898. № 3; 1899. № 4—5.
- Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. СПб., 1899.
- Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905.
- Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914.
- Пути Благословения. Нью-Йорк, 1924.
- Сердце Азии. Southbury, 1929.
- Держава Света. Southbury, 1931.
- Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, [1933].
- Знамя Мира. Харбин, 1934.
- Священный Дозор. Харбин, 1934.
- Врата в Будущее. Рига, 1936.
- Нерушимое. Рига, 1936.
- Алтай — Гималаи: Путевой дневник. М., 1974.
- Из литературного наследия. М., 1974.
- Цветы Мории: Стихотворения. М., 1984.
- Сказки. Л., 1991.
- Обитель света. М., 1992.
- Берегите старину. М., 1993.
- Древние источники. М., 1993.
- Художники жизни. М., 1993.
- Молодому другу. М., 1993.
- Урусвати. М., 1993.
- Восток — Запад. М., 1994.
- Культура и цивилизация. М., 1994.
- О Великой Отечественной войне. М., 1994.
- Шамбала. М., 1994.
- Душа народов. М., 1995.
- Листы дневника. В 3 т. М., 1995—1996.
- Shambhala. New York, 1930.
- Banner of Peace. New York, 1931.
- Himalayas — Abode of Light. Bombay, 1947.
- Adamant. New York, 1967.
[править] Музеи Рериха
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение.[100] Сегодня рериховские общественные организации работают во многих странах Западного полушария, Европы и некоторых странах Азии, а также в Австралии. В России действуют сотни рериховских обществ и неформальных групп.[100] Рериховское движение почитателей «Живой этики» особенным образом повлияло на развитие нью-эйдж в России.[8]

Музей-усадьба Рериха в Изваре — первый государственный музей Рериха
[править] Музей Рериха в Нью-Йорке
Первый музей Рериха был открыт в 1921 году в Нью-Йорке с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Л. Хорша.[100] Однако скандал вокруг Музея Рериха, спровоцированный Хоршем в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и в том числе музея.[101]
Благодаря усилиям Е. И. Рерих, К. Кемпбелл-Стиббе и З. Г. Фосдик в 1949 году в Нью-Йорке был открыт другой Музей Н. К. Рериха. Он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нём, о его жизни и творчестве.[102]
[править] Государственный музей Востока в Москве
В Государственном музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К. Кемпбелл и С. Н. Рериха, созданы Мемориальный кабинет Н. К. Рериха, постоянная экспозиция его творчества и научный отдел наследия Рерихов.[100] Уже в 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции.[103] В соответствии с требованиями Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки Российского государства, было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом.[103] Однако Государственный музей Рериха существует пока только на бумаге.[103] В Музее Востока действует научный отдел наследия Рерихов, занимающийся всесторонним исследованием и популяризацией из жизни и творчества.
[править] Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре
В имении Извара под Санкт-Петербургом открыт Музей-усадьба Н. К. Рериха, представляющий собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей Рериха.[104] Он был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII — начала XX века, старинный парк, родниковые озера.[104]

Общественный Музей имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов (Москва)
[править] Центр-музей имени Н. К. Рериха Международного центра Рерихов в Москве
В итоге сложных и драматических событий был создан Музей имени Н. К. Рериха при общественной организации «Международный центр Рерихов»[100], директором которого является Л. В. Шапошникова.[105]
Часть наследия семьи Рерихов (картины, архив, библиотека и семейные реликвии) составляет основу общественного Музея имени Н. К. Рериха. Первая музейная экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходят ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей[106], организуются выставки и концерты, читаются лекции, посвящённые рериховскому наследию.
[править] Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.[107]
[править] Оценка Н.К. Рериха и его творчества современниками
Художник и искусствовед И. Э. Грабарь довольно резко отзывался о Рерихе[108]:
Я даже не знаю сейчас и никогда не знал раньше, где кончается искренность Рериха, его подлинное credo, и где начинается поза, маска, беззастенчивое притворство и рассчитанное мудрецом жизни уловление зрителя, читателя, потребителя. [..] эти два элемента — правдивость и лживость, искренность и фальшь — в жизни и искусстве Рериха неразрывно спаяны…
[109] По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:
…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением
[110].
Художник и критик С. К. Маковский дал выразительный психологический портрет Рериха-живописца[111]:
Мечтатель о прошлом ... [Рерих] всегда холоден, неизменно жутко нем даже тогда, когда хочет быть ласковым и осветить человеческим чувством каменную пустынность седых далей ... Сказочным окаменением представляется мне мир Рериха, и краски его ложатся твердые как мозаика, и формы его не дышат, не зыблются, как всё живое и преходящее, а незыблемо пребывают, уподобляясь очертаниями и гранями своими скалам и пещерным кремням.
[112] Премьер-министр Индии Дж. Неру:
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства..
[113]