Шутки веселые и не очень

июня 14, 2013 Не только этикет...
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни становился объектом недоброй или бестактной шутки. Но когда справедливо обижался и возмущался — то слышал в ответ: «А кто виноват, что ты юмора не понимаешь?» И начинал думать: а может и правда — не понимаю?…

Разновидностей комического много: это и юмор, и сатира, и сарказм, и ирония… Из них всех юмор — самый добрый, самый необидный и веселый (да-да, комическое не всегда веселое: сарказм может быть горьким, а ирония — печальной). Но раз уж мы привыкли все это называть словом «юмор», давайте поговорим о способности реагировать на смешное — о чувстве юмора.
Оно есть у каждого человека. Например, оно может быть дано от природы, как абсолютный музыкальный слух. Оно может быть средним, но его стоит развить и подкорректировать. Оно может просто отсутствовать, но создаваться искусственно, с помощью пары домашних заготовок – анекдотов, шуток, афоризмов).
Если человек умеет весело, уместно и вовремя шутить, то он всегда будет душой компании. Поэтому проявить свой юмористический дар любит каждый, вот только шутки бывают не всегда удачные.
Люди со здоровым чувством юмора умеют поддержать беседу, оценить хорошую шутку, сказать что-нибудь остроумное в ответ.
Есть безобидные весельчаки-оптимисты, нередко с неординардым видением мира и способом мышления.Они посмеиваются надо всем, что видят: над собой, окружающими, этим очень смешным миром. Они все время шутят, но их шутки никого не задевают.
Есть приколисты – это те же весельчаки, только их шутки обычно носят более жесткий характер. Часто их «приколы» происходят из желания позабавить толпу. Чувства намеченной жертвы в расчет не принимаются, что и отличает их от веселых и добрых шутников-весельчаков.
Остряки – это интеллектуалы, которые высказываются редко, но очень метко. У них нет задачи обидеть конкретного человека, они просто замечают и демонстрируют всем порок, воплощенный в том или ином человеке, явлении или происшествии.
Есть люди, о которых говорят со смешанным чувством восхищения и осуждения: «Ну он и язва!» Язвы высмеивают всех и вся, часто зло и безжалостно.Часто это люди обиженные или закомплексованные, для них такой «юмор» – своеобразная ширма, защита от нападок или, наоборот, вызов обществу.
Мы все очень разные — и по способности воспринимать шутки, и по степени уверенности в себе, и по «толстокожести». Поэтому то, что одному покажется смешным, другого может глубоко ранить. В любом случае, стоит быть осторожным и тактичным, особенно с малознакомыми людьми. Кроме того, непонятую шутку могут передавать дальше, как реальный факт — так часто рождаются сплетни.
Неудачные и обидные шутки
Бывают шутки-сплетни – например, когда вы знаете, что коллега Елена ревнует своего мужа к каждому столбу, и спокойно сообщаете ей, что ее муж уже сорок минут щебечет в вестибюле офиса с Катей из третьего отдела… Обычно шутник кричит вслед убегающей Елене, что это была шутка — но вряд ли Елена посмеется с ним вместе.
Есть шутки-оскорбления – например, когда очень хочется обидеть человека, ему говорят откровенную грубость или пошлость, а потом с усмешкой прибавляют, что это, мол, шутка.
Шутки-этикетки – когда у человека подмечают какой-нибудь недостаток и напоминают о нем при каждом удобном случае. Либо же постоянно вспоминают какую-нибудь неловкую ситуацию с его участием и смеются.
Все такие шутки граничат с хамством, и удовольствие от них получает только сам шутник, причем в случае возмущения жертвы приводится убийственный аргумент: «Ты что, шуток не понимаешь?». И несчастная жертва, боясь прослыть сухарем без чувства юмора, продолжает терпеть обидные насмешки.
Мы не рассматриваем ситуацию злонамеренной травли одного человека другим (или целым коллективом). Травля — это уже другая тема, а мы пока говорим о неудачных шутках «для веселья» и «чтобы было смешно».
Как же бороться с такими бестактными «шутниками»? Не поддакивать им и не улыбаться криво (подтверждая свое чувство юмора). Лучше всего либо игнорировать такие выпады, либо отвечать кратко, емко и едко. Само собой разумеется, без грубости и перехода на личности. Можно сказать, что подобные «приколы» вам неприятны, и вы не видите в них ничего смешного.
Хорошее чувство юмора – это бесценное качество, но им надо уметь правильно пользоваться. Самое главное - чтобы шутки были направлены на созидание, а не на разрушение, чтобы они были веселыми, но никого не унижали, чтобы они радовали окружающих, а не ссорили.
Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского