Биография[править | править код]

Алексей Толстой (
Самара, 1900 год)
Алексей Толстой родился у жены графа Николая Александровича Толстого (1849—1900), однако некоторые биографы приписывают отцовство его неофициальному отчиму — Алексею Аполлоновичу Бострому (1852—1921). Мать — Александра Леонтьевна (1854—1906), урождённая Тургенева — писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева, к моменту рождения А. Н. Толстого ушла от мужа к А. А. Бострому, за которого официально выйти замуж не могла из-за определения духовной консистории[5].
Сомневались в наличии у Толстого графского титула эмигранты Иван Бунин, Роман Гуль, Нина Берберова, мнение которых по данному вопросу, однако, нельзя считать непредвзятым.
Бунин в дневнике в предпоследней записи от 23 февраля 1953 года высказался именно по этому поводу: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алёшка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым»[6].
Роман Гуль в своих мемуарах утверждает, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого (ссылаясь на других, бесспорных сыновей графа[7]).
Алексей Варламов (автор биографии Толстого, изданной в 2006 году в серии ЖЗЛ) указывает, что свидетельство Гуля вызывает серьёзные сомнения (учитывая негативное отношение мемуариста к А. Н. Толстому). Тот же автор приводит письменное свидетельство Александры Леонтьевны Толстой — написанные ею два письма к Бострому от 3 и 20 апреля 1883 года, из которых следовало, что настоящим отцом ребёнка является граф Толстой, а зачатие произошло в результате изнасилования[8]. Однако тот же автор приводит письменное свидетельство в пользу другой версии: Александра Леонтьевна Толстая в своё время поклялась протоиерею самарской церкви, что отец ребёнка — Бостром[5]. Возможно, позднее Александра Леонтьевна поняла, что её сыну гораздо лучше быть законнорождённым графом, и начала многолетнюю тяжбу о законности его рождения, фамилии, отчества и титула. Тяжба эта завершилась успехом лишь в 1901 году, когда А. Н. Толстому было уже 17 лет[5].
Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» утверждает: «Помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он раскопал копию обращения матери писателя А. Н. Толстого на царское имя: она просит присвоить её малолетнему сыну фамилию и титул своего мужа, с которым не жила много лет. Выходило, что классик советской литературы вовсе не третий Толстой. Дядя показал этот документ Бончу. Тот ахнул и сказал: „Спрячьте бумагу и никому о ней не говорите, это государственная тайна“»[9].
Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время — пос. Павловка в Красноармейском районе).
В 1897—1898 годы жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 году переехал в Самару. В 1901 году получил аттестат зрелости и уехал в Санкт-Петербург.
Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, поехал на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Толстой посвятил Невьянской наклонной башне свой самый первый рассказ «Старая башня» (190
. В те же годы Алексей Толстой попробовал сочинять стихи. Даже выпустил в 1907 году поэтический сборник «Лирика» за свой счёт, а в 1911 году — книгу стихов по мотивам русского фольклора, но впоследствии стихами не увлекался. Незадолго до защиты диплома в институте он бросил учёбу и посвятил всего себя творчеству.
22 ноября 1909 года Алексей Толстой был секундантом Волошина на его дуэли с Гумилёвым из-за недоразумения по поводу сплетни о молодой поэтессе Елизавете Дмитриевой, о чём немало писалось в газетах. Но всё обошлось благополучно, на литературной репутации Толстого событие не отразилось[10].
Первые пьесы Толстого были поставлены на сценах московских театров: «Насильники» — в Малом театре (30 сентября, 1913), «Кукушкины слёзы» (под заголовком «Выстрел») — на сцене Театра К. Н. Незлобина (20 октября 1914).
В Первую мировую войну — военный корреспондент от российской газеты (из-за проблем со здоровьем он был освобождён от военной службы). Совершил поездку во Францию и Англию (1916).
Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую — не принял. В августе 1918 вместе с женой и сыном Никитой уехал в Харьков, затем в Одессу. В апреле 1919 Толстые эмигрировали. В эмиграции находился в 1919—1923 годах, сначала в Константинополе и Париже, с октября 1921 по июль 1923 года — в Берлине[11]. Впечатления от эмиграции отразил в сатирических повестях «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Эмигранты» (1930) и рассказе «Чёрная пятница» (1924). В мае 1923 года совершил кратковременную поездку в Россию, где встретил неожиданно тёплый приём, позже вернулся на родину навсегда[12].
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В трилогии «Хождение по мукам» (1922—1941) попытался представить большевизм укоренённым в национальной и народной почве, а революцию 1917 года — как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.
Исторический роман «Пётр I» (кн. 1—3, 1929—1945, не окончен) — возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.
Романы Толстого «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927) стали классикой советской научной фантастики.
Повесть «Хлеб» (1937), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу И. В. Сталина и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.
Среди других сочинений — рассказ «Русский характер» (1944), пьеса «Заговор императрицы» (1925), «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (без каких бы то ни было оснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня»[13].
Некоторые крупные произведения автор подвергал в советское время серьёзной переработке — романы «Сёстры», «Гиперболоид инженера Гарина», «Эмигранты» («Чёрное золото»), пьесу «Любовь — книга золотая» и другие.
В 1934 году принял участие в подготовке и проведении Первого всесоюзного съезда советских писателей, на котором выступил с докладом о драматургии. В качестве члена правления Союза писателей в 1936 году принял участие в травле писателя Леонида Добычина[14], которая, возможно, привела к самоубийству последнего.
В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия — 1932, Германия, Франция, Англия — 1935, Чехословакия — 1935, Англия — 1937, Франция, Испания — 1937). Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.
В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936—1938 годах, после смерти Максима Горького, на временной основе возглавлял Союз писателей СССР. В 1939 году стал академиком АН СССР, а с 1937 года — депутатом Верховного совета СССР 1-го созыва.
17 июня 1941 года обратился с письмом к Сталину, в котором интересовался возможностью возвращения Бунина на родину, а также оказания ему материальной помощи[15]:
Дорогой Иосиф Виссарионович, обращаюсь к Вам с важным вопросом, волнующим многих советских писателей. — мог бы я ответить Бунину на его открытку, подав ему надежду на то, что возможно его возвращение на Родину? Если это невозможно, то не могло бы Советское правительство оказать ему материальную помощь? С глубоким уважением и любовью, Алексей Толстой
Один из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова — Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков:
В годы войны Алексей Толстой написал около шестидесяти публицистических материалов (очерков, статей, обращений, зарисовок о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти, в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».
Осенью 1941 года писатель был эвакуирован под Горький и более двух месяцев (в течение сентября—ноября) проживал на даче в санатории «Зименки» на берегу Волги[17].
30 марта 1943 года в газете «Известия» было опубликовано письмо Толстого к Сталину с просьбой направить сто тысяч рублей Сталинской премии за роман «Хождение по мукам» на постройку танка. Ниже редакция поместила ответ Сталина, который заканчивался так:
 |
Ваше желание будет исполнено. И. Сталин |
 |
Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе».
А. Н. Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого. 24 февраля тело было кремировано. Прощание состоялось 26 февраля в Малом зале Дома Союзов, затем урна с прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[18][19]. Церемония завершилась прощальным салютом и Гимном Советского Союза.
В связи с его смертью в стране был объявлен государственный траур[источник не указан 51 день].
Факты[править | править код]
 |
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
- А. Н. Толстой был включён в состав правительственной комиссии по организации похорон А. М. Горького. Из Рыбинска, где у писателя ещё ранее на 20 июня был назначен вечер встречи с читателями, в Москву Алексея Толстого доставили на самолёте. 20 июня 1936 года вместе с членами правительственной комиссии Алексей Толстой нёс по Красной площади урну с прахом А. М. Горького.
- «Красный граф» — так называли советского писателя Алексея Николаевича Толстого. Бывший эмигрант и титулованный дворянин сумел не только преодолеть все преграды нового режима, но и стать любимцем и баловнем советской власти — сталинские премии и благополучная жизнь писателя, мало отличавшаяся по уровню комфорта от дореволюционной, служат неоспоримым подтверждением его особого положения в СССР. Практически немедленно Толстой-писатель оказался в личных друзьях Сталина. Его сделали членом Академии наук, также он числился депутатом Верховного Совета Советского Союза, имел роскошную дачу в Барвихе и автомобиль с личным водителем.
- Фантастический роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» был навеян общественным резонансом, вызванным постройкой Шуховской башни. Изображение Шуховской башни стало логотипом выставки «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже. Также шестиметровый макет башни был установлен на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене в 2003 году.
Семья[править | править код]
- Первая жена (1901—1907) — Юлия Васильевна Рожанская (1881—1943). У них был сын Юрий (13.01.1903—11.05.190
. - Вторая жена (1907—1914) — художница Софья Исааковна Дымшиц (1884—1963). Её бракоразводный процесс с первым мужем затянулся на несколько лет (Толстой получил развод от первой жены в 1910 году, Дымшиц развода так и не получила)[20].
- Третья жена (1914—1935) — поэтесса и мемуаристка Наталья Васильевна Крандиевская (1888—1963), прототип Кати Рощиной из «Хождения по мукам».
- Четвёртая жена (с октября 1935 года) — Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 — 1982), пришедшая в дом Толстых в августе 1935 году в качестве секретарши[22].

А. Н. Толстой и его четвёртая жена Л. И. Толстая (Крестинская). Барвиха, 1943—1944. Фото из коллекции Анатолия Панфиля.
Адреса в Санкт-Петербурге[править | править код]
- 1901 — доходный дом Николая и Елены Брусницыных (9 линия В. О., д. 42), здесь летом 1901 года в квартире у сестры своей матери поселился 18-летний А. Толстой. Окончив Самарское реальное училище, он приехал в столицу, чтобы поступить в Технологический институт. Успешно сдав экзамены, переехал на 3-ю линию, 16, где снял комнату;
- 1906 — доходный дом наследников Н. Н. Балкашиной (Пушкинская улица,
;[23] - 1907—1910 годы — доходный дом И. И. Дернова (Таврическая улица, 35);
- 1910—1912 годы — доходный дом И. И. Круглова (Невский проспект, 147, кв. 43);
- 1925 — май 1928 года — доходный дом на наб. реки Ждановки, 3/1, кв. 24;
- май 1928 — май 1930 года — Детское Село, Московская улица, 8;
- май 1930 — начало 1938 года — Детское Село, Пролетарская улица, 6 (Дом творчества писателей);
- начало 1935 — выделена квартира в «правительственном» доме на ул. Кронверкской (в квартире жили Н. В. Крандиевская с сыновьями).
Адреса в Москве[править | править код]
В Подмосковье[править | править код]
С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне — Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне — Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне — территория г. Королёва).
В 1938 году одновременно с квартирой на ул. Горького Алексею Толстому была предоставлена двухэтажная дача в Барвихе (ныне — Одинцовский район); она-то и стала его постоянным московским домом. В 1942 году Толстой написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».
Награды и премии[править | править код]
Память[править | править код]

Почтовая марка России. В память 125-летия со дня рождения А. Н. Толстого, 2008
Всероссийская премия имени А. Н. Толстого[править | править код]
Статус: присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учреждена в 2001 году. Учредители: Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика».
Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города (драмтеатр, Дом литераторов и т. д.)[28].
Библиография[править | править код]

Одно из первых изданий романа А. Н. Толстого «Аэлита». Издательство И. П. Ладыжникова, 1923
Романы[править | править код]
Повести и рассказы[править | править код]
- Старая башня (190

- Архип (1909)
- Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
- Сватовство (1910)
- Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
- Актриса (Два друга) (1910)
- Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
- Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
- Харитоновское золото (1911)
- Приключения Растёгина (1913)
- Любовь (1916)
- Прекрасная дама (1916)
- Обыкновенный человек (1917)
- День Петра (191

- Простая душа (1919)
- Четыре века (1920)
- В Париже (1921)
- Граф Калиостро (1921)
- Детство Никиты (1922)
- Повесть Смутного времени (1922)
- Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
- Василий Сучков (1927)
- Бывалый человек (1927)
- Великосветские бандиты (1927)
- Морозная ночь (192

- Гадюка (192

- Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
- Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
- Русский характер (1944)
- Странная история (1944)
- Древний путь
- Чёрная пятница (1924)
- На острове Халки
- Рукопись, найденная под кроватью
- В снегах
- Мираж
- Убийство Антуана Риво
- На рыбной ловле
Незавершённые произведения[править | править код]
- Егор Абозов (1915)
- Пётр I (3-й том)
Сказки[править | править код]
- Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
- Иван да Марья (1910)
- Ведьмак (1910)
- Водяной (1910)
- Кикимора (1910)
- Дикий кур (1910)
- Полевик (1909)
- Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
- Соломенный жених (1910)
- Странник и змей (1910)
- Проклятая десятина (1910)
- Звериный царь (1910)
- Хозяин (1909)
- Синица (191

Сорочьи сказки:
- Сорока (1909)
- Мышка (1909)
- Козёл (1909)
- Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
- Лиса (1910)
- Заяц (1909)
- Кот Васька (1910)
- Сова и кот (1910)
- Мудрец (1909)
- Гусак (1910)
- Рачья свадьба (1910)
- Порточки (1910)
- Муравей (1910)
- Петушки (1910)
- Мерин (1910)
- Верблюд (1909)
- Горшок (Маленький фельетон, 1909)
- Куриный бог (1910)
- Картина (1909)
- Маша и мышки (1910)
- Рысь, мужик и медведь (1910)
- Великан (1910)
- Мишка и леший (1910)
- Башкирии (1910)
- Серебряная дудочка (1910)
- Смирный муж (1910)
- Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей
- Полкан (1909)
- Топор (1909)
- Воробей (1911)
- Жар-птица (1911)
- Прожорливый башмак (1911)
Пьесы[править | править код]
- «Путешествие на Северный полюс» (1900)
- «О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
- «Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
- «Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
- «Дуэль» (1900-е)
- «Опасный путь, или Геката» (1900-е)
- «Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
- «Дочь колдуна и заколдованный королевич» (190

- «Нечаянная удача» (1911)
- «День Ряполовского» (1912)
- «Насильники» («Лентяй», 1912)
- «Молодой писатель» (1913)
- «Кукушкины слёзы» (1913)
- «День битвы» (1914)
- «Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
- «Касатка» (1916)
- «Ракета» (1916)
- «Мракобесы» (1917 — под назв. «Горький цвет», 2 ред. — 1929 — с тем же назв., 3 ред. — 1935 — под назв. «Акила», 4 ред. — 1940 — под назв. «Мракобесы», в черновиках 4 ред. также фигурирует название «Изгнание блудного беса»)
- «Любовь — книга золотая» (1918, 2 ред. — 1940)
- «Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
- «Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
- «Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Чудеса в решете…» (1926)
- «На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
- «Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
- «Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
- «Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
- «Пётр I» (промежуточная редакция 1935 года — преимущественно переработка более ранней пьесы «На дыбе»; окончательная редакция 1938 года — лишь в очень малой степени использующая материал пьесы «На дыбе»)
- «Путь к победе» (193

- «Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
- «Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 193

- «Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
- «Иван Грозный» — дилогия:«Орёл и орлица» (1942)«Трудные годы» (1943)
Произведения о войне[править | править код]
- Армия героев
- «Блицкриг» или «блицкрах»
- К писателям Северной Америки
- Москве угрожает враг
- Нас не одолеешь!
- Почему Гитлер должен потерпеть поражение
- Родина
- Русский характер
- Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
- Чёрные дни гитлеровской армии
- Что мы защищаем
- Я призываю к ненависти
Приписываемые тексты[править | править код]
Собрания сочинений[править | править код]
То же. 2-е издание. — М.: Книгоиздательство писателей, 1916То же. 3-е изд. — М.: Книгоиздательство писателей, 1917—1918
- Собрание сочинений. — Берлин: изд. Ладыжникова, 1922
- Собрание сочинений. — Берлин—Пг.: изд. Гржебина, 1923
- Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: «Недра», 1929—1930
- Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.-Л.: ГИЗ, 1927—1931
- Собрание сочинений. Тома 1-8. — Л.: «Художественная литература», 1934—1936
- Полное собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: ГИХЛ, 1946—1953. — 40 000 экз
- Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Гослитиздат, 1958—1961, 675 000—648 000 экз.
- Собрание сочинений в 8 томах. — М.: Правда, 1972, 375 000 экз. (серия «Библиотека „Огонёк“»)
- Собрание сочинений: В 6-ти томах. — М.: Прогресс, 1982.
- Собрание сочинений в 10 т. — М.: «Художественная литература», 1982—1986.; 300 000 экз.
- Собрание сочинений: В 5 томах. — [Ил. худож. М. Петрова]. — М.: Изд. центр «Терра», 1995.
- Собрание сочинений: В 10 т. — [Сост.: Б. Акимов, А. Храмков]. — М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
- Малое собрание сочинений. — СПб.: Азбука, 2020. — 637 с.
Экранизации[править | править код]