Соун, Джон
Соун, Джон
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сэр Джо́н Со́ун[2], Со́ан[3], Сон[4] (англ. John Soane, Soan; /səʊn/, /soʊn/[5]; 10 сентября 1753[6][7][…], Рединг — 20 января 1837[6][7][…], Лондон[8]) — английский архитектор-палладианец, представитель неоклассицизма. Коллекционер произведений античного искусства и картин разных времён. Создатель знаменитого Музея Джона Соуна в Лондоне.
Содержание
Биография
Джон Соун родился 10 сентября 1753 года в семье каменщика, в небольшом поселении Горинг-на-Темзе в графстве Оксфордшир[9].
Он был вторым выжившим сыном Джона Соана (John Soan) и его жены Марты. Букву «e» архитектор добавил к фамилии в 1784 году, когда женился. Его отец был строителем-каменщиком и умер, когда Соуну было четырнадцать лет, в апреле 1768 года. Он получил образование в соседнем городе Рединге в частной школе, которой руководил Уильям Бейкер. После смерти отца семья Соана переехала в соседний Чёртси, чтобы жить с братом Соана Уильямом, который был на двенадцать лет старше его. Уильям познакомил брата с Джеймсом Пикоком, геодезистом, который работал с Джорджем Дэнсом Младшим. Соун начал своё обучение на архитектора в возрасте пятнадцати лет под руководством Джорджа Дэнса и присоединился к архитектору в его доме и офисе в лондонском Сити. Дэнс был одним из основателей Королевской академию искусств в Лондоне и, несомненно, поощрял Соуна посещать бесплатные классы академии в 1771 году[9].
Разрастающаяся семья Дэнса, вероятно, стала причиной того, что в 1772 году Соун продолжил своё образование, присоединившись к офису Генри Холланда. Генри Холланда[10]. Во время учёбы в Королевской академии он был награждён 10 декабря 1772 года серебряной медалью за обмерный рисунок фасада Банкетного дома в Уайтхолле, за которым последовала золотая медаль 10 декабря 1776 года за проект Триумфального моста. В декабре 1777 года он получил стипендию для на поездку в Италию.
В Италию он прибыл через Париж, а затем три года, преимущественно в Риме, изучал архитектурные памятники античности и занимался разработкой проектов общественных строений. Соун побывал в Казерте, Капуе, из Неаполя Соан совершил несколько экскурсий, включая Поццуоли, Кумы и Помпеи. Он также посетил представление в Театре Сан-Карло и поднялся на Везувий. Посетив Пестум, Соан был глубоко впечатлён греческими храмами. Затем он посетил Чертоза ди Падула, отправился в Эболи и Салерно. Позже посетил Геркуланум[11]. Не найдя постоянной работы, Соун был вынужден в 1780 году вернуться на родину. Поселился в Восточной Англии[9].
В 1784 году Джон Соун женился. В браке родилось два сына[11]. В 1788 году Соун занял место умершего Роберта Тейлора[англ.] в качестве архитектора и землеустроителя Банка Англии, здание которого стало наиболее известной его работой[9]. При этом задача, стоявшая перед ним, была достаточно сложной: требовалось расширить и практически полностью перестроить здание банка[11]. Однако архитектор нашёл интересное решение, избрав форму и пропорции коринфских колонн храма Сивиллы в Тиволи (правда, само здание ничем не напоминает римскую постройку)[12].
Работа в Банке и особенно личные знакомства, появившиеся во время этой работы, сделали Джона Соуна известным лондонским архитектором. В 1795 году он стал ассоциированным королевским академиком искусств, а в 1802 году — полным королевским академиком. В 1806 году Соун получил должность профессора архитектуры в Королевской Академии искусств, оставаясь им до конца своей жизни. В 1814 году он был назначен на работу в Столичное управление строительства (англ. Metropolitan Board of Works), работая там вплоть до ухода в 1832 году[9].
В 1831 году Джон Соун получил звание рыцаря-бакалавра (Knight Bachelor) Британской империи.
Джон Соун умер в своём доме в Лондоне в 1837 году[9]. Дом на Линкольнс-Инн-Филдс, в котором он жил, в настоящее время является музеем.
Известным учеником сэра Джона Соуна был лондонский архитектор Роберт Смёрк. Его студентами в академии были Джордж Гилберт Скотт, Оуэн Джонс и Генри Робертс.
Архитектурная деятельность
Проведя реконструкцию здания Банка Англии, Джон Соун стал известным архитектором Лондона. Он занимался прибыльной архитектурной практикой не только в самом городе, но в пригородах Большого Лондона, перестраивал и проектировал загородные дома британской аристократии. В своём архитектурном творчестве он был последователем знаменитых английских палладианцев Джона Ванбру и Джеймса Уайетта[13].
Самой известной работой Соуна является здание банка Англии в лондонском Сити. В 1789 году он разработал проект пивоваренного завода и резиденции Уильяма Блэкалла. В 1791 году Соун назначен производителем работ в Сент-Джеймском дворце и резиденций Парламента Великобритании. В 1822 году, будучи официальным архитектором Управления работ, Соун получил задание переделать Палату лордов в Вестминстерском дворце. Он добавил изогнутую готическую аркаду с входом, ведущим во двор, новую Королевскую галерею, главную лестницу и вестибюль, все интерьеры были в величественном неоклассическом стиле, завершены к январю 1824 года. Позже четыре новых комнаты для комитетов, новая библиотека для Палаты лордов и для Палаты общин, изменения в доме спикера Палаты общин, а также новая библиотека, комнаты для комитетов, комнаты клерков и склады, все это было уничтожено пожаром 1834 года[14].
В 1795 году Джон Соун занимал должность архитектора департамента лесного хозяйства; в 1807 году — производителя работ в Королевском госпитале в Челси. В 1813 году он руководил строительством в общине масонов[11]. В 1808 году Джон Соун принимал участие в реставрационных работах в Оксфорде и Кембридже, в 1812 году построил здание Далиджской картинной галереи (1811—1814)[15]. Среди его наиболее заметных произведений — интерьеры столовых комнат в домах 10 (резиденции премьер-министра) и 11 (резиденции второго лорда казначейства) на улице Даунинг-стрит, а также дом Питцхангеров (англ. Pitzhanger Manor, 1800—1803).
-

Дворец Старого двора. Вестминстер
-

Дом Букингем. Пэл Мэл. Разрушен в 1908 г.
-

Крикет Хаус. Сомерсет
-

Моджерхэнгер Хаус. Полуротонда
-

Питцхангер Манор. Фасад. 1800–1810. Илинг, Большой Лондон
-

Питцхангер Манор. Библиотека. Акварель Дж. М. Гэнди. 1802.
-

Питцхангер Манор. Интерьер столовой
-

Дж. М. Гэнди. Вид на Банк Англии с северо-западного угла, возведенный в 1805 году. 1825. Акварель
Музей
Основная статья: Музей Джона Соуна
В Холборне, Лондон, по адресу Линкольнс-Инн-Филдс, 13 находится дом-музей архитектора. После итальянского путешествия Соун проникся идеями возрождения древнего (античного) искусства. В 1812 году в собственном доме он создал «Музей Соана» («Soane’s Museum»), в котором экспонировал наряду с подлинными поддельные «античные» рельефы и статуи. У себя в поместье Соун построил руину «античного храма», будто бы случайно обнаруженную во время раскопок, а затем выдумал научную дискуссию об античном происхождении своей виллы. Его друзья иронично относились к этой затее и, прежде всего, к сумбурной организации музея, где вперемешку с оригиналами были выставлены копии и подделки. В центре одной из комнат посетителям демонстрировали подлинный саркофаг египетского фараона Сети I, обнаруженный Джованни Баттиста Бельцони, и приобретённый Соуном 12 мая 1824 года за 2000 фунтов стерлингов (самый дорогой экспонат коллекции). Hад ним на высоком постаменте высился гипсовый слепок со статуи Аполлона Бельведерского[16].
Другие древности включают: греческую и римскую бронзу, в том числе из Помпей, погребальные урны, фрагменты римских мозаик, греческие вазы, многие из которых выставлены над книжными шкафами в библиотеке, греческие и римские бюсты, головы статуй и фрагменты скульптуры, гипсовый слепок Афродиты Книдской и фрагменты архитектурного декора, образцы древнеримского стекла[17].
В музее хранится множество чертежей и архитектурных моделей, связанных с проектами Соуна, а также собранная им за много лет обширная коллекция произведений живописи, графики и скульптуры (в общей сложности около 45 000 экспонатов)[18].
В коллекцию музея также входят живописные произведения Каналетто, Уильяма Хогарта, Томаса Лоуренса, Антуана Ватто, Джошуа Рейнольдса, И. Г. Фюсли, Уильяма Гамильтона и Огастеса Колкотта[англ.], а также три картины Дж. М. У. Тёрнера (который был дружен с Соуном) и пятнадцать рисунков Пиранези.
-

Фасад Музея Соуна в наши дни
-

«Погребальная камера» с саркофагом Сети I в центральной части музея. «Иллюстрейтед Лондон Ньюз», 1864
-

Гардеробная на первом этаже дома Соуна. Литография Ч. Дж. Ричардсона. 1835
-

Картинная галерея с раздвижными панелями. Литография 1830 г.
-

Салон для завтрака в доме Соуна. 1864
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?