Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Архитектура монастырей

  1. #1
    Аватар для Пyмяyx**
    Пyмяyx** вне форума Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

     Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер purpur.jpg

    Регистрация
    31.01.2003
    Адрес
    Санкт-Петербург и Кирьят-Экрон
    Сообщений
    145,037

    По умолчанию Архитектура монастырей

    Зимняя прогулка по Новодевичьему


    В хмурую декабрьскую погоду очень хочется увидеть что-то яркое и наполненное солнцем. Посмотрев свои старые фотографии решил остановиться на небольшой серии снимков, сделанных в Новодевичьем монастыре весной 2012 года.

    В тот день солнце не только светило, оно еще и пригревало, и вот этот контраст зимнего снега и весеннего тепла был особенно приятен. Хотя на календаре была совсем уже весенняя дата, 4 апреля, но если бы я не сказал об этом, то можно было бы назвать любой другой зимний день.

    Снег, солнце, архитектура, кружевная вязь ветвей …. Наверное, я специально старался фотографировать архитектуру сквозь эти кружева. Кружева как бы связывают сегодняшний день с веками минувшими. Ведь они были всегда, или с очень давних пор.... а старых деревьев на территории много.


    Вид Смоленского собора из-под арки входа


    Смоленский собор во всем великолепии.


    Певческий корпус


    Колокольня и собор и еще много всего интересного попало в кадр


    Южные ворота с надвратной Покровской церковью


    А вот вдали как раз и северные ворота, через которые мы вошли в Новодевичий, и Преображенская церковь над нами


    Колокольня Новодевичьего монастыря. Боль и слезы нашего времени..... Это фотографии 2012 года, пройдет совем немного времени и при реставрвционных работах случится кошмарный пожар. И знаменитая на весь мир колокольня запылает как огромная свеча ....


    Снег, темные круги вокруг стволов деревьев .... кончается зима. И весеннее солнце греет снег и стены древних зданий


    Крепостные стены, мощь и красота русской архитектуры


    Еще один живописный уголок: отрезок крепостной стены, палаты у южных ворот, Покровская церковь и справа затерялась в снегах церковь Амвросия


    Почти такой же кадр, но поближе к церкви Амвросия, и справа уже видна трапезная


    Этот двухэтажный дом называется Стрелецкая караульня. Таких караулен в монастыре три, в разных углах крепости


    Слева трапезная, а вдали Смоленский собор и колокольня


    Вид в противоположную сторону, на караульню


    Скводь века, сквозь вязь ветвей


    При трапезной есть и церковь, Успенская. Вот так она выглядит из-под арки Смоленского собора


    Слева еще одна караульня, "при Напрудной башне", а вдали - палаты у северных ворот, в них жила первая жена царя Петра Евдокия Лопухина, поэтому и название у корпуса "Лопухинский"


    Церковь Успения с трапезной и входными лестницами


    Успенская церковь, собор, колокольня ....


    Справа крыльцо входа на обходную галерею Смоленского собора. В центре кадра - надвратная Преображенская церковь.

    Новодевичий монастырь - это музей Древнерусской архитектуры.
    Здесь все века, все этапы развития, от суровых стен до игривого узорочья.
    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

  2. #2
    Аватар для Пyмяyx**
    Пyмяyx** вне форума Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

     Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер purpur.jpg

    Регистрация
    31.01.2003
    Адрес
    Санкт-Петербург и Кирьят-Экрон
    Сообщений
    145,037

    По умолчанию

    Самая забытая обитель Ростова Великого

    Оригинал взят у proofreader_z в Самая забытая обитель Ростова Великого



    Не то чтобы совсем её не помнят, но доходят сюда гораздо реже и обычно в последнюю очередь.
    Стоит в трёх сотнях метров от берега озера Неро, и в трёх километрах к северо-востоку от
    Ростовского "кремля", здесь: https://yandex.ru/maps/-/CZtm6D6x

    Нынче старейшим зданием и главным храмом монастыря осталась церковь Похвалы Богородицы
    построенная когда-то как тёплый храм обители. Некоторые выдают по ней дату 1682-1684, что
    конечно же явный ляп (просто путают с собором), другие - указывают 1692-1696, третьи - ссылаются
    на крест в фондах ГМЗРК, происходящий из церкви сей, "летопись" на коем указывает дату
    освящения - 10 ноября 1695 г.



    С богатым, но теперь сильно повреждённым декором, на подклете, с трапезной и (изначально)
    колокольней, которую в 1835 разобрали и в 1836 заменили новой (18 саженей высотою),
    поставленной в линии западной стены ограды и снесённой при товарищах, в 1930-х гг.

    Кроме церкви, до нас дошли все четыре башни и Настоятельский корпус.
    А весь комплекс зданий монастыря в 1920-х гг. выглядел как-то так:


    Ограда с четырьмя башнями построена где-то к 1841 "вместо ветхой каменной, сооруженной в 1778
    году" (тоже имевшей башни). Была она полностью новой или включала какие старые части неясно.
    Башни весьма крупные (особенно западные) и вместительные, использовались очень активно,
    в них помещались житница, кладовая, баня и значительная часть братских келий. Видимо от этого
    возникла и гуляет по сети мысль, дескать "братия жила в башнях, поэтому братского корпуса не
    было"
    , что м.в. не совсем верно. Нижний этаж "Настоятельского корпуса", возведённый в 1804-1808
    и был как раз занят братскими кельями, покои же настоятеля помещались только
    во втором этаже, надстроенном к 1811 году.



    Обитель основана преподобным Петром Ростовским чудотворцем, племянником татарского хана
    Берке
    и правнуком аж самого Чингисхана. Иногда указывают его имя до крещения - Даир. Царевич
    попал в Ростов Великий, удрав из Орды и увязавшись за посольством легендарного епископа града
    того, святителя Кирилла. Затем, видимо уже при св. Игнатии (а не при Кирилле, как иногда пишут)
    был крещён, однако "царьские своеа не преставая утехы: бѣ выѣздя при езерѣ Ростовстем птицами
    ловя". На такой вот соколиной охоте притомился царевич, задремал на бережку, и явилися ему
    апостолы Пётр и Павел, что стало причиной выбора именно этого места для устройства монастыря.



    Обычно основание монастыря датируют второй половиной или концом XIII века, хотя дату можно
    несколько конкретизировать. Известная "Повесть о Петре царевиче" (или "Житие Петра царевича)
    была в своё время весьма популярна. Сохранилось что-то типа 126-ти её списков, имеющих меж
    собою многочисленные разночтения. Одни из них гласят, будто монастырь "уставися" только после
    смерти Петра, другие - ещё при его жизни. Насколько я понял (хотя может спецы и поправят..?..),
    редакции первой группы значительно древнее (http://hist-unn.ru/files/files/texts/Rusinov2009.pdf),
    и хронология по ним выглядит как-то так:

    крестили Петра уже после смерти Берке (1266), затем речь идёт об основании церкви Петра и Павла,
    а "преставися Петр же въ глубоцѣ старости, въ мнишьском чину (1290)... И положиша у святаго
    Петра и Павла... И от того дне уставися монастырь сей".
    Т.е. между 1266 и 1290 была поставлена только церковь Петра и Павла, а монастырь при ней возник
    где-то сразу после 1290-го.

    Юго-восточная башня:


    При жизни правнука Петра, Игнате приключилась "Ахмылова рать" (1322). И тот Ахмыл “много
    пакости учинил по Низовской земле и Ярославль взя и много христиан иссече, и много полона взя",
    а затем пошёл к Ростову. Князья наши храбрые по традиции ударились в бега, побежал было и
    епископ Прохор, но Игнат догнал его и, угрожая мечём, заставил выйти навстречу татарам "съ всѣм
    клиросом, в ризахъ, вземъ крестъ и хоруговь", а сам где-то возле Петровской обители поднёс
    Ахмылу "тѣшь царьскую — кречеты, шубы и питие", объяснил, какого он рода, рассказал о прадеде
    и этом святом месте. А тут ещё и Прохору Бог дал исцелить чудесным образом сына Ахмылова от
    "недуга тяжкого", чему эмир зело возрадовался, дал владыке 40 литр серебра и 30 литр - клиру,
    "и взя тѣшь у Игната, цѣлова Игната, и поклонися владыцѣ, и взыде на конь и отъиде въсвояси."

    Северо-восточная башня:


    Вот так татарский князь Ахмыл наградил ростовское духовенство серебром, награбленным в
    соседнем Ярославле, что было всем понятно, конечно же, но никого как-будто особо не и смутило.
    Летописца - уж точно, ибо его описание сей забавной истории звучит таки ж прямо восторженно-
    умилительно. Да и нынешние "пересказы" обычно сохраняют ту же интонацию ...

    Юго-западная башня:


    После этого, более трёх веков Петров монастырь нигде не упоминается, вплоть до грамоты царя
    Михаила 1645 года. Известно только вроде, что в Смуту был разорён (160, что напоминает о
    другом "ярко патриотичном" эпизоде, когда граждане соседнего Переславля-Залесского целовали
    крест Вору и, "совокупишася с литовскими людьми", пришли и разграбили Ростов Великий. Но то,
    уже совсем другая история ...

    По преданию от Петра Ростовского происходит дворянский род Чириковых.

    Северо-западная башня:


    Главный храм обители, собор Петра и Павла обычно датируют 1682-1684 гг., и насколько я понял по
    выдержкам из документов, в 1682 храм сей "устроися", а в 1684 - освящён. Полностью снесён в 1933,
    но известны чертежи его. Этот (183 выполнен перед самой перестройкой западной паперти, что
    была когда-то маленькой и имела двускатную крышу:



    А на этом (1842) паперть уже расширена во весь западный фасад. В боковых отсеках разместили
    ризницу и библиотеку, а средняя часть получила купол и портик. Видно также, что угловые части
    кладки прежней паперти при пересстройке были сохранены. На плане обозначена и рака
    преподобного Петра у южного входа в собор (мощи же почивали под спудом):



    Известно и фото собора (нач. ХХ в., с северо-запада) с уже новой папертью (справа - церковь
    Похвалы Богородицы). Пишут, автором перестройки был выдающийся ростовский самородок,
    столяр, а затем ярославский губернский архитектор, Петр Яковлевич Паньков (1770-1842).
    Он же ранее предлагал и вариант с мотивами псевдоготики, но по каким-то причинам выбрали
    классику. А "романтический" проект Панькова, как считают, был использован при возведении
    куда более широко известной паперти в Яковлевском монастыре.



    Есть и снимок с юго-востока (нач. ХХ в.), где хорошо видно, как основательно к этому времени были
    растёсаны окна здания, первоначальный вид которых нетрудно представить по вышеуказанному
    чертежу фасада 1838 года. Они были узкие прямоугольные, утопленные в ниши с полукруглым
    верхом, т.е. такие же, как во втором ярусе главного храма Ростова Великого, Успенского собора.
    Аналогичен у двух этих зданий и пояс из пятигранных нишек, проходящих по верху апсид. Кроме
    того на снимке можно заметить, что южный вход уже частично заложен и обращён в окно:



    Перед самым сносом собор был обмерян, благодаря чему имеются и чертежи 1932 года,
    выполненные техником с неразборчивой подписью. Интересна форма апсид. В отличие
    от плана 1842 года, она не привычно полуциркульная, а какая-то параболическая.
    Лопатки продольных стен откровенно не соответствуют осям внутренних столбов:



    Аркатурно-колончатые пояса барабанов аналогичны всё тому же Успенскому собору,
    хотя угловые здесь не световые:


    По разрезам видно, насколько сильно главный купол смещён от центра четверика, восточная
    ветвь планово-пространственного креста раза в два короче западной. А перекрыты эти ветви
    не обычными для крестово-купольной схемы коробовыми сводами, а сводами полулотковыми
    (или полусомкнутыми):



    В 1928 обитель закрыли, монахи перебрались в соседний Авраамиев монастырь, а тут всё, что
    не снесли, заняли жильём. Практически везде пишут, что в церкви Похвалы при товарищах был
    "Пивзавод". Однако, некоторые спецы утверждают, что в цеху этом разливали газированную воду,
    а "Пивзавод" - лишь народное прозвище. Видимо сознательные трудящиеся мечтали о дне,
    когда в их микрорайоне станут разливать не всякую там фигню, а что-то по существеннее ...



    Известен также и ряд старинных общих видов монастыря. На них видно, что стена была украшена арочными нишами, а западные башни завершались ныне утраченными куполами. Скромный же
    декор их, состоявший из сильно упрощённых по формам классических фризов и небольших портиков на уличных фасадах в основном сохранился.




    Был он заштатным, из казны ничего не получал, а главной источником средств существования,
    как пишут, был "приход московского подворья" на коем стояло четыре каменных доходных дома
    с водопроводом и канализацией, ко всем квартирам имелись погреба и сараи, "а в главном доме
    и духовое отопление,...и электрический кабель". Находилось оно где-то на углу Земляного Вала
    и Большого Дровяного переулка https://yandex.ru/maps/-/CZtFi6JL



    Говорят, до революции монастырь стоял "на пустом пространстве среди лугов и огородов",
    Петровская слобода при нём состояла всего из одного ряда домов, и от того звался он
    "Петровский-на-Поле".



    Нынче город сильно разросся, но и теперь пока ещё тут очень тихий уголок из утопающей в садах
    частной застройки, одно из самых приятных мест Ростова Великого. Во всяком случае, так оно
    мне запомнилось в шикарную погоду мая 2007-го, когда я всё это фотографировал ...



    Tags: 1.6 - Архитектура Московского царства, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Ростов Великий, Ярославская область
    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
И как мы все понимаем, что быстрый и хороший хостинг стоит денег.

Никакой обязаловки. Всё добровольно.

Работаем до 01.10.2022

Список поступлений от почётных добровольцев



Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Архив

18+