|
Серге́й Ю́рьевич Ю́рский (16 марта 1935, Ленинград — 8 февраля 2019[3], Москва) — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1987).
На церемонии награждения в Кремле орденом «За заслуги перед Отечеством»
III степени. 6.5.2010 г.Сергей Юрьевич Юрский 16 марта 1935[1][2] 8 февраля 2019 (83 года) актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист 1957—2019 ID 0951084 Сергей Юрский на Викискладе
Сергей Юрьевич Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде в семье Юрия Сергеевича Юрского (Жихарева)[4], который был художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, руководил Ленконцертом. Существует широко распространённое заблуждение, что Юрский — это псевдоним Сергея Юрьевича. На самом деле это псевдоним его отца — дворянина[5] Юрия Сергеевича Жихарева, взятый им ещё в ранней юности во время выступлений в гимназических спектаклях и являющийся простым производным от его имени — Юрий[6]. Мать — Евгения Михайловна Юрская-Романова (1902—1971)[7]
Окончил среднюю школу с золотой медалью. Поступил без экзаменов и учился на юридическом факультете Ленинградского университета имени А. А. Жданова. Во время учёбы в университете участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ под руководством актрисы и педагога Евгении Карповой.
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, он поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр имени М. Горького.
С середины 1960-х годов был одним из ведущих актёров товстоноговской труппы; среди лучших ролей — Чацкий, Тузенбах, Эзоп в «Лисе и винограде» Г. Фигейредо, профессор Полежаев в «Беспокойной старости» Л. Рахманова. Здесь же Сергей Юрский дебютировал как режиссёр, поставив в 1974 году спектакль «Мольер» по М. Булгакову.
Широкую известность актёру принесли роли Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966) и Остапа Бендера в «Золотом телёнке» (196Михаила Швейцера. Выступал как чтец с программами (в общей сложности пятнадцатью) классических и современных авторов[8].
В 1978 году Сергей Юрский переехал в Москву и стал актёром, а впоследствии и режиссёром Театра имени Моссовета. С 1991 года одновременно играл и ставил спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы».
Повесть «Чернов», написанная им в середине 1970-х годов, стала литературной основой режиссёрского дебюта в кино в 1990 году («Чернов/Chernov»).
C 1996 года являлся членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института[9].
В 2011 году стал Лауреатом премии «Звезда Театрала».
Сергей Юрский являлся автором нескольких книг прозы и пьес, написанных под псевдонимом Вацетис[10].
Общественная позиция
В 2001 году Сергей Юрский подписал открытое письмо в защиту телекомпании НТВ[11][12]. В 2003 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу[13][14][15]. В 2006 году присоединился к обращению, осуждающему принудительную депортацию граждан Грузии из России, связанные с этим случаи этнической дискриминации и общее ухудшение отношений между странами[16]. Выступал за освобождение Григория Пасько[17][18], Максима Резника[19][20], Светланы Бахминой[21][22], Михаила Ходорковского[23][24][25], Платона Лебедева[24][25], Кирилла Серебренникова[26][27], участниц группы «Pussy Riot»[28][29][30]. В 2007 году подпись Юрского появилась под обращением к Владимиру Путину с рекомендацией покинуть свой пост по истечении второго срока и ни под каким предлогом не оставаться главой государства — «ни в статусе президента, ни в виде некоего „общенационального лидера“»[31][32], однако позже актёр отрицал этот факт, предположив, что кто-то подписался его именем[33]. Принимал участие в массовых акциях протеста оппозиции[34][35][36]. Неоднократно поддерживал инициативы по защите животных[37][38][39]. Высказывался за сохранение Центрального дома актёра[40] и петербургской клинической больницы № 31[41], против строительства небоскрёба «Охта-центр»[42].
В 2014 году Сергей Юрский назвал отношение российских властей и общества к Украине «неожиданным и ужасным проявлением национального бескультурья», осудив стремление вмешиваться в дела соседней страны[43]. Комментируя высказывания о Крыме как «исконно русской земле», актёр сравнил их с гипотетическими претензиями жителей современных Греции и Турции на обширные территории, принадлежавшие этим странам в прошлом[44]. Министерство культуры Украины включило Юрского в так называемый «белый список» артистов, которые поддерживают территориальную целостность страны и выступают против агрессии[45][46]. В преддверии парламентских выборов 2016 года поддержал призыв к созданию коалиции между партиями «Яблоко» и «ПАРНАС» с целью спасения России «от возврата к сталинизму, от национализма и старческого имперского синдрома, от репрессий во внутренней политике, от тотального воровства и попрания права»[47][48].
Отвечая на вопрос о своих взглядах в интервью 2018 года, Юрский отметил, что никогда не состоял в политических движениях и указал на разницу между «оппозицией» и «позицией». По словам артиста, его позиция заключается в работе над новыми спектаклями, а свои ощущения и тревоги он стремится передать художественными средствами[33].
СемьяАдреса
- В 1961 году Сергей Юрский женился на актрисе БДТ Зинаиде Шарко; брак распался в 1968 году.
- Второй его женой стала актриса БДТ Наталья Тенякова.
- Дочь от этого брака, Дарья Юрская, актриса МХТ им. Чехова.
Москва
Смерть
23 декабря 2018 года Юрский был госпитализирован с рожистым воспалением[49]. В январе его выписали. Ранним утром 8 февраля 2019 года актёр почувствовал себя плохо в своей квартире в Гагаринском переулке, у него резко подскочил уровень сахара в крови[50]. К приезду скорой помощи он был мёртв. Причиной смерти дочь Юрского Дарья назвала остановку сердца[51]. Гражданская панихида пройдёт 11 февраля в Театре имени Моссовета. Похороны состоятся на Троекуровском кладбище.
Творчество
Театральные работы
Актёрские
Большой драматический театр имени М. ГорькогоАРТель АРТистов Сергея Юрского
- 1957 — «Достигаев и другие» А. Горького; постановка Н. Рашевской — Звонцов
- 1961 — «Океан» А. Штейна; постановка и оформление Г. Товстоногова — Часовников
- 1961 — «Четвёртый» К. Симонова; постановка Р. Агамирзяна — Гниччарди
- 1962 — «Горе от ума» А. Грибоедова; постановка и оформление Г. Товстоногова — Чацкий
- 1963 — «Варвары» А. Горького; постановка Г. Товстоногова — Дробязгин (ввод)
- 1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; постановка Э. Аксера — Джузепе Дживолла
- 1965 — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе; постановка Р. Агамирзяна — Илико
- 1965 — «Три сестры» А. Чехова; постановка Г. Товстоногова — Тузенбах
- 1965 — «Римская комедия» Л. Зорина; постановка Г. Товстоногова — Дион (спектакль был запрещён)
- 1966 — «Идиот» Ф. Достоевского; постановка Г. Товстоногова — Фердыщенко
- 1966 — «...Правду! Ничего, кроме правды!!» Д. Аля; постановка Г. Товстоногова — Дефо
- 1967 — «Лиса и виноград» Г. Фигейредо; постановка Г. Товстоногова — Эзоп
- 1968 — «Цена» А. Миллера; постановка Р. Сироты — Виктор Франк
- 1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира; постановка и оформление Г. Товстоногов — Генрих IV
- 1969 — «Два театра» Е. Шанявского; постановка Э. Аксера — Режиссёр
- 1970 — «Беспокойная старость» Л. Рахманова; постановка Г. Товстоногова — Полежаев
- 1972 — «Ревизор» Н. Гоголя; постановка и оформление Г. Товстоногова — Осип
- 1973 — «Мольер» М. Булгакова; постановка С. Юрского — Мольер
- 1974 — «Энергичные люди» В. Шукшина; постановка Г. Товстоногова — Чернявый
- 1976 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой; постановка С. Юрского — Фарятьев
«Школа современной пьесы»
- 1992 — «Игроки-XXI» по пьесе Н. Гоголя «Игроки» — Глов
Театр имени МоссоветаРежиссёрские
- 1995 — «Фома Опискин» Ф. Достоевского; режиссёр П. Хомский — Фома Опискин
- 2006 — «Предбанник» Игоря Вацетиса; режиссёр С. Юрский — Дядя Боря / Туапсинский
- 2010 — «Полонез, или Вечер абсурда»; режиссёр С. Юрский — Исидор Николаевич
- 2018 — «Reception» Игоря Вацетиса; режиссёр С. Юрский — Роман Плоткин
Большой драматический театр имени М. ГорькогоТеатр имени Моссовета
- 1969 — «Фиеста» по роману Э. Хемингуэя — спектакль не был выпущен[52].
- 1974 — «Мольер» по пьесе М. А. Булгакова «Кабала святош»
- 1976 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой
- 1979 — «Тема с вариациями» С. Алёшина
- 1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского
- 1987 — «Орнифль» Жана Ануя
- 1997 — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского
- 2006 — «Предбанник» Игоря Вацетиса
- 2010 — «Полонез, или Вечер абсурда» Игоря Вацетиса
- 2018 — «Reception» Игоря Вацетиса (премьера — 18 апреля 2018)
Фильмография
Актёрские работыРежиссёрские работы
- 1957 — Улица полна неожиданностей — гражданин в шляпе, эпизод у будки регулировщика
- 1959 — Повесть о молодожёнах — Данила, друг Володи
- 1961 — Человек ниоткуда — Чудак
- 1962 — Чёрная чайка — Хосе Гиельматель, снайпер-артист бродячего цирка
- 1963 — Крепостная актриса — князь Никита Петрович Батурин, гусар (поёт Лев Морозов)
- 1965 — Время, вперёд! — Давид Маргулиес
- 1966 — Республика ШКИД — Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор), директор школы
- 1968 — Золотой телёнок — Остап Бендер
- 1968 — Интервенция — маски (аристократ, спекулянт, дама и белогвардеец)
- 1969 — Король-олень — Тарталья
- 1973 — Сломанная подкова — Жюль Ардан
- 1974 — Выбор цели — Оппенгеймер
- 1976 — Дервиш взрывает Париж — мусье Жордан
- 1977 — В один прекрасный день (Киноальманах, ф. 2-й) — актёр
- 1977 — Лев ушёл из дома — злой охотник
- 1978 — Дачный домик для одной семьи — директор
- 1978 — Расмус-бродяга — Лиф, вор
- 1979 — Место встречи изменить нельзя — Иван Сергеевич Груздев
- 1979 — Маленькие трагедии — импровизатор
- 1981 — 20 декабря — Сидней Рейли
- 1981 — Не бойся, я с тобой — полицейский пристав
- 1982 — Ищите женщину — мэтр Роше
- 1982 — Падение Кондора — диктатор
- 1982 — Старинный детектив — Огюст Дюпен, Слинктон
- 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта — Людвиг
- 1984 — Любовь и голуби — дядя Митя
- 1984 — Сказки старого волшебника — хранитель сказок
- 1985 — Берега в тумане — Сидней Рейли
- 1986 — Путь к себе — Илья Сергеевич Котов, руководитель отдела НИИ, научный руководитель Крылова
- 1986 — Звездочёт — Дитц
- 1987 — Конец вечности — Гобби Финжи, вычислитель
- 1990 — Чернов/Chernov — Арнольд Арнольд, маэстро
- 1991 — Ау! Ограбление поезда — профессор Лебедев, геолог
- 1992 — Игроки XXI (телеспекатель)
- 1992 — Экстрасенс — мастер
- 1993 — Пистолет с глушителем — Боб, американский шпион
- 1995 — Откровения незнакомцу — инспектор
- 1996 — Королева Марго — Рене, парфюмер королевы-матери
- 1998 — Чехов и Ко
- «Писатель» — старик-писатель
- «Пассажир 1-го класса» — Крикунов, инженер
- 2000 — Блюстители порока
- 2003 — Пятый ангел — Яков Семёнович
- 2007 — Королёв — Циолковский
- 2008 — Не думай про белых обезьян — один из авторов
- 2008 — Отцы и дети — Василий Иванович, отец Базарова
- 2009 — Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину — отец Бродского
- 2009 — Естественный отбор — Виктор Коробов, отец Ольги, бизнесмен
- 2011 — Фурцева — Борис Пастернак
- 2011 — Товарищ Сталин — Сталин
Сценарист
Озвучивание мультфильмов
- 1977 — Я к вам лечу воспоминаньем… — читает текст
- 1980 — И с вами снова я... (мультфильм) — читает текст
- 1982 — Осень — читает текст
- 1983 — Всё для всех — в сборнике «Весёлая карусель» № 15
- 1984 — Плюх и Плих — читает текст
- 1984 — Про Сидорова Вову — читает текст
- 1984 — Заячий хвостик
- 1984 — Доктор Айболит — доктор Айболит (в 3 фильме, в титрах не указан)
- 1987 — Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником
- 1987 — Волшебные колокольчики — Мираклюс, алхимик
- 1990 — Школа изящных искусств. Возвращение
- 2002 — Полтора кота
- 2006 — Особенный
Сергей Юрский. «Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу...»
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу,
Всё заново, всё надо заново.
Тема исчерпана, я ухожу,
И ничего в этом странного
Нет.
Забыть про заслуги,
Оставить потуги,
Попытки усилием лёгкость вернуть.
Велением Бога
Другая тревога,
Неясный, но избранный путь.
Что было, то было — черта перелома.
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Всё вижу, всё помню, ах, как всё знакомо,
И всё-таки я ухожу.
Пытаюсь душою постигнуть былое —
Теперь это можно — оно за чертой.
Наташа со мною, а всё остальное
Уже не со мной.
Предчувствую тяжесть несозданных храмов,
Страшусь обновленья — и всё же — спешу
Оставить ушедшее. Милая мама...
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Теперь надо вслушаться в новые зовы,
И вскроется заново то, что знакомо,
Меняю покровы, меняю основы.
Восьмое июля — черта перелома.
(Восьмого июля 1971 года в Ленинграде умерла мама Сергея Юрского, в тот же день, что и его отец, только через 14 лет)
Сергей Юрский (16 марта 1935 года — 8 февраля 2019 года)
Сергей Юрьевич был, по его собственному признанию, перфекционистом. Во всем он стремился к совершенству — и в работе, и в жизни. Впрочем, именно любимая работа и занимала немалую часть его жизни, без которой он себя не мыслил.
Никогда не забуду японку Кеку. Я ставил в Токио спектакль по Ибсену. Мне представляют молоденькую актрису Кеку. Там была совсем маленькая роль девушки, которая приходит в комнату к Боркману (спектакль «Йун Габриэль Боркман». — Esquire), играет на рояле и больше не появляется. Спрашиваю: «Вы играете на рояле?» — «Нет, не играю». Ну ничего, говорю, Григ будет по радио звучать, а вы будете просто слушать, либо за кулисы посадим музыканта, что хуже, конечно. Она спрашивает: «А может быть, я буду играть?» Что вы, говорю, это сложно. И уезжаю. Проходит два месяца, у нас фуршет, едим какое-то мясо — меня зовут: «Мы хотим, чтобы Кеку вам сыграла». Она садится — пальчики, как спички, — и мощно играет «Норвежский танец» Грига, труднейшую, виртуозную вещь. Как? Что? «Вы что, в школу поступили?» — «Да, учительницу взяла». — «Подождите, вы же были на гастролях в Америке». — «Была, да». Она в Америке договорилась и всё свободное время не ходила по Америке, а училась. Мне было стыдно, я же предупреждал, что это маленькая роль, что это вообще никто не оценит. Стоит и вежливо улыбается — она просто хотела сделать всё наилучшим образом.
«Правила жизни Сергея Юрского», журнал Эсквайр (Esquire).
«Счастлив тот, кто не сожалеет о сделанном выборе. Того, кто сожалеет охватывает печаль. Потом тоска. Потом отчаянье. Сердце сжимается…
Пробелы в тексте, в памяти. Пропуски — встреч, возможностей, свиданий,радостей… исполнение одного долга вытесняет заботу отдавать другие долги. Есть приоритеты — надо выбрать главное.
Сперва страх, потом стыд. Страх, что ошибешься, что не дадут осуществить. Стыд,что ошибся, что не так сделал, как хотел. А если вернуть, размотать назад? Привязать узелком ниточку к ручке двери, из которой когда-то вышел. Пусть разматывается катушка, пусть тянется за тобой нитка по всем поворотам,подъемам и спускам. Когда покажется, что впереди тупик, возьмись за нитку и попробуй пойти обратно, поищи ту дверь, из которой вышел на простор, — тогда казалось, что это ты на простор выходишь. Поищи ту дверь. Не выйдет! Ноги устали, нитка с другими сплелась. И двери той нет. Там теперь ворота. Или глухая стена. Только ручка от двери валяется, и к ней нитка привязана. Может, и не твоя. Если б ты сделал хоть один другой поворот в лабиринте твоей жизни, это был бы не ты. Смирись с пробелами и пропусками — они твой выбор. Оборви нитку — ты свободен, и каждая новая секунда есть новый выбор. Пробел — то, что существует в длинной строке текста. Помни пробел, но цени строку.»
"ИГРА В ЖИЗНЬ"
© Сергей Юрский
Однажды на дороге машину Юрского обогнал молодой человек на «Мерседесе». Вынудил его остановиться, начал кричать и демонстрировать царапины, которые якобы оставил на корпусе его «немца» автомобиль Юрского. Актер понял, что скандалист – просто мошенник.
«Но говорил он очень уважительно: отец, ты дай, сколько есть. Я засомневался: тридцать лет за рулем, может, стал хуже ездить. Дал ему три тысячи рублей, и он смылся. Я подумал: за такой спектакль денег не жалко», — вспоминал актер.
«Главное ощущение для радости – чувство меры. Когда оно слишком нарушается, иногда дает чувство: «О, какая воля!» Но оно мгновенно превращается в давящее тебя же».
«Когда мне было 16 и отец меня с кем-то знакомил, он всегда говорил: «Вот, наследник всех моих долгов». Так себя и чувствую».
«Парадокс: машины помогают нам сейчас делать все быстрее, а наше КПД в работе, в любви, в семье невероятно снизилось».
«Мы так много времени уделяем дороге, что очень мало остается на то дело, по которому приехали».
«Мы потеряли все, а перечень приобретений надо только начинать. Самое главное — мы лишились шкалы ценностейили она совсем изменилась. Все поменяло свои знаки. Неловкое стало ловким, тайное стало козырной картой. Все переменилось. Я не берусь судить, плохо это или хорошо, я просто констатирую факты».
«Вопрос о том, что делать, когда ты оказался на краю, как поступать. И тут нет никаких рецептов, потому что края разные. Пропасти, которые перед этим краем, разные. И люди разные. Разные очень времена. И поэтому ответ каждому нужно держать самому».
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
И как мы все понимаем, что быстрый и хороший хостинг стоит денег.
Никакой обязаловки. Всё добровольно. Работаем до пока не свалимся Принимаем: BTС: BC1QACDJYGDDCSA00RP8ZWH3JG5SLL7CLSQNLVGZ5D LTС: LTC1QUN2ASDJUFP0ARCTGVVPU8CD970MJGW32N8RHEY Список поступлений от почётных добровольцев «Простые» переводы в Россию из-за границы - ЖОПА !!! Спасибо за это ... |
|
|
18+ |