Б
Этимология понятия[править | править код]
В составной аббревиатуре-акрониме BDSM заключены названия основных составляющих этого явления:
- BD (Bondage & Discipline — неволя и дисциплина, воспитание) — бондаж (связывание, ограничение подвижности), дисциплинарные и ролевые игры, игровое подчинение, унижение, наказания;
- DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение (англ.)) — господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договорённости присутствует неравноправие партнёров;
- SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм; практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли.
Появление аббревиатуры BDSM вместо SM было вызвано, в частности, тем, что изначально бондаж/дисциплина (BD) и доминирование/подчинение (DS) считались подразделом садомазохизма (SM), что не устраивало представителей данных направлений. Садистам доставляет удовольствие причинять боль, мазохистам — испытывать её. Но господство и подчинение проявляется в большей степени на психологическом уровне, эротическом обмене властью, и в меньшем — на уровне физических действий. Не все мазохисты подчиняющиеся, и не всем подчиняющимся нравится испытывать боль. Не все садисты доминантны, и наоборот, не все доминанты являются садистами. После некоторых дискуссий со всеми заинтересованными сторонами была введена сборная аббревиатура BDDSSM, практически сразу сокращённая до BDSM. Появление аббревиатуры относят к началу 1990-х годов.
История возникновения[править | править код]
BDSM как явление уходит корнями в глубокую древность. Ритуальные бичевания были известны ещё в XI веке до н. э.[источник не указан 1261 день] Так, в Древней Греции, публичная порка спартанских мальчиков проходила перед алтарём Артемиды Ортии ежегодно. Одно из самых ранних графических свидетельств садомазохистских сцен сексуальной направленности было найдено в Этрусской усыпальнице в Тоскане. Внутри пещеры Томба делла Фустигационе (итал. Tomba della Fustigazione; VI век до н. э.) изображены двое мужчин, которые порют женщину палкой и рукой во время любовных утех. Ряд фресок эротического характера, обнаруженных при раскопках Помпей, также содержат элементы БДСМ (порка мужчиной женщины рукой, женщина в повелительной позе над мужчиной и т. п.)[1]
Тексты садомазохистского содержания имеются также в Кама Сутре:…Говорят, что любовное удовольствие подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение… В силу подобной склонности нанесение ударов — также часть [любовного удовольствия]. Места [ударов] — плечи, голова, грудь, спина, бока… Эти [удары] четырёх видов: тыльной частью руки, согнутой ладонью, кулаком и распрямленной ладонью. (Часть 7, гл. 15-16: О применении ударов)
Вместе с тем, как особую форму сексуального поведения BDSM стали рассматривать только с конца XVIII века, когда в странах Европы начался процесс медицинской и юридической категоризации сексуальных отношений. В романе «Фанни Хилл» английского писателя Джона Клеланда, изданном в 1749 году, присутствует сцена эротического бичевания. Упоминания о борделях, специализировавшихся в том числе на порке, встречаются, начиная с 1769 года. Несколько позже в свет вышли произведения маркиза де Сада. По существу, романы де Сада были первыми литературными произведениями, содержащими полное описание БДСМ, в том числе садизма, как такового. Вместе с тем, произведения де Сада практически содержали описания исключительно садизма (что и послужило причиной появления самого термина «садизм», производного от фамилии писателя). В XIX веке произведения де Сада были «уравновешены» творчеством Леопольда фон Захер-Мазоха, в частности, известным романом «Венера в мехах» (англ. Venus in Furs), в котором главный персонаж хочет, чтобы его возлюбленная обращалась с ним как с рабом.
Вместе с тем, несмотря на закрепление в медицинской литературе таких понятий, как садизм и мазохизм, идеи Захер-Мазоха и, в особенности, де Сада были очень далеки от современной субкультуры БДСМ, — главным образом в основных принципах полного информирования, безопасности и добровольности. Садизм и мазохизм рассматривались ими в качестве реальных жизненных ситуаций, зачастую подразумевающих совсем не игровое истязание и подчинение. В своём современном виде БДСМ зародился на рубеже XIX—XX столетий и являлся развитием скорее эротических игр с элементами доминирования-подчинения, практиковавшихся в европейских борделях, нежели идей де Сада и Захер-Мазоха.
Дальнейшее развитие шло по пути выделения БДСМ в отдельный тип сексуального поведения. В частности, создавались литературные произведения БДСМ-направленности. Американский психолог Роберт Бьенвену считал, что своим появлением современный БДСМ обязан трём книгам: «European Fetish» (192
, «American Fetish» (1934), and «Gay Leather» (1950).
Появление первых графических произведений с БДСМ-элементами относится к началу XX века. Первые фотографии, полностью посвящённые БДСМ-тематике, появились в 1950-х годах в США и Японии. Их первым американским автором был известный фотограф и режиссёр Ирвинг Клоу[en], издавший в это время серию фотографий в БДСМ-стилистике (в основном с участием известной в то время эротической фотомодели Бетти Пейдж). Кроме того, Клоу снял один из первых эротических фильмов по этой тематике и организовал издание комикса, созданного знаменитыми впоследствии БДСМ-художниками Джоном Вилли и Эриком Стантоном.
Примерно в это же время Бетти Пейдж стала одной из самых популярный моделей таких направлений, как фетиш и пин-ап, поднявшись практически до уровня секс-символа, что на волне начинавшейся на западе сексуальной революции повлекло распространение БДСМ. Итальянский писатель и дизайнер Гвидо Крепакс, чьи произведения во многом определили развитие стиля европейского «комикса для взрослых» во второй половине XX века, использовал в своих работах образ Пейдж. Примерами быстрого распространения БДСМ-тематики в фотографическом искусстве второй половины XX века могут служить работы таких фотографов, как Хелмут Ньютон (Германия) и Роберт Мэйплторп (США)
Определённое влияние на распространение БДСМ оказало появление таких движений, как «Old Guard leather» и «Samois». «Old Guard leather» представляла собой сеть закрытых клубов гомосексуальной направленности, созданных солдатами американской армии, вернувшимися из Европы после окончания Второй мировой войны. В этих клубах воссоздавалась атмосфера сплетения жестокости, эротизма, иерархии и дисциплины, подобной военной. Организация пребывала в изоляции до 1970-х годов, после чего субкультура «вышла в мир» и утратила гомосексуальную направленность. «Samois» была организацией того же типа, но образованной лесбиянками-феминистками. Действия данной организации привели к началу распространения БДСМ среди лесбиянок, а в 1970-х годах «Samois», как и «Old Guard leather», «вышла в мир», но не утратила своей лесби-направленности. В сегодняшнем виде оба этих движения являются одним из ответвлений БДСМ-субкультуры.
Распространение БДСМ значительно ускорилось в 1990-х годах с появлением Интернета, особенно после появления Usenet-сетей и групп новостей типа alt.sex.bondage, объединявших людей, заинтересованных в альтернативных сексуальных отношениях и в БДСМ в частности. Той же сети alt.sex.bondage приписывается и создание в начале 1990-х годов аббревиатуры «BDSM» (самая ранняя интернет-публикация с использованием аббревиатуры датируется июнем 1991 года).
BDSM-сообщество[править | править код]
Субкультура БДСМ состоит из множества отдельных направлений, определяющихся предпочтениями конкретных участников — дисциплина и спанкинг (порка), связывание и фиксация (bondage), власть и подчинение (DS, Dominance & Submission), бессрочная иерархическая «принадлежность» (LS, lifestyle) и другие. Эти направления могут как комбинироваться, так и существовать раздельно.
По БДСМ-ориентации участников действий принято разделять на подчиняющих (top, верхний) и подчиняющихся (bottom, нижний), а также тех, кто сочетает в себе желание подчинять и подчиняться (switch — свич). «Обычные» отношения, не имеющие никаких элементов BDSM, в сообществе принято называть «ванильными» (по аналогии со вкусами мороженого — мороженое без дополнительного вкуса в США называют ванильным).
По результатам опросов[2][3] выявлены следующие предпочтения партнёрской роли:
- Роль доминирующего партнёра выбирают:
- 71 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией
- 11 % женщин с гетеросексуальной ориентацией
- 12 % мужчин с гомосексуальной ориентацией
- Роль подчиняющегося партнёра выбирают:
- 29 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией
- 89 % женщин с гетеросексуальной ориентацией
- 88 % мужчин с гомосексуальной ориентацией
Атрибутика и сленг участников[править | править код]
Участники БДСМ в своей практике (а некоторые и в повседневной жизни) используют фетиш-атрибутику и фетиш-моду.
Классическими атрибутными элементами являются всевозможные кожаные элементы одежды с декоративными элементами из стали (или без таковых), латексные костюмы, ошейники, наручники, маски и т. п.
Существуют ювелирные изделия, относящиеся к разряду БДСМ-атрибутики. Чаще всего это перстни или кулоны с изображением «трискеля»-символа БДСМ-культуры.
Отдельно выделяются предметы, предназначенные непосредственно для физического воздействия на партнёра («экшена», от английского «action» — действие), но в то же время, применение которых возможно и в атрибутном отношении — плети, хлысты, стеки и т. п. Данные элементы, в российском БДСМ сообществе, чаще всего, именуются «девайсами» (от англ «device» — устройство, приспособление). Этот же термин может употребляться в отношении фиксирующих элементов — наручников, ошейников и т.д, применяемых по назначению (в отношении декоративных элементов, как правило, не употребляется).
Уважительно верхнего называют Мастер, Хозяин, Господин (М), Госпожа (Ж).
Сексуальные игры БДСМ в западных странах часто проходят в специализированных «тёмных комнатах», расположенных в гей-клубах, клубах для свингеров и БДСМ-клубах.
Эмблема БДСМ-сообщества[править | править код]

Символ БДСМ-субкультуры
Необходимость эмблемы БДСМ обсуждалась в дискуссионных группах в Интернете с начала 1990-х годов. В итоге в 1995 году эмблема была создана Стивом Квагмюром (Steve Quagmyr) на основе древнего символа — трискелиона, используемого во многих культурах (таких, как кельты, викинги, саксы). Кроме того, налицо явное влияние даосского символа взаимосвязи Инь и Ян.
Данная эмблема получила всемирное признание БДСМ-сообщества. Трёхэлементный дизайн может быть интерпретирован как взаимосвязь и взаимозависимость основных элементов субкультуры — BD, DS и SM; как три основных принципа БДСМ — SSC (англ. Safe, Sane & Consensual — Безопасность, Разумность и Добровольность, БДР); как три группы участников БДСМ-сообщества — топы, боттомы и свичи. Изогнутые линии могут восприниматься как розги в движении, а круглая форма — как самодостаточность и защищённость всей БДСМ-системы. Цвета могут варьироваться, но круг и разделяющие кривые, как правило, имеют металлический цвет. Надо сказать, что использование БДСМ-эмблемы именно в таком виде, в каком она была предложена её создателями, внутри субкультуры не является обязательным, однако она является наиболее известной и распространённой БДСМ-эмблемой. Удаляя или видоизменяя какой-то её компонент, можно получить эмблему с совершенно другим смыслом.[4]
Данная БДСМ-эмблема широко применяется в дизайне украшений, тематических товаров, интернет-сайтов, плакатов БДСМ-мероприятий и т. п.
Существуют также другие варианты символа БДСМ-субкультуры, однако они значительно менее распространены