Лемерсье, Жак
Лемерсье, Жак
[править | править код]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Жак Лемерсье»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2020; проверки требуют 9 правок.
Перейти к навигацииПерейти к поискуВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лемерсье.
Жак Лемерсье́, Лёмерсье (фр. Jacques Lemercier, 1585, Понтуаз — 13 января 1654, Париж) — французский архитектор, наряду с Франсуа Мансаром, и Луи Лево, считается одним из создателей архитектурного стиля Людовика XIII, соединявшего принципы классицизма и элементы барокко. Иногда этот стиль называют французским классицизирующим барокко.
Содержание
Биография и творчество[править | править код]
Жак Лемерсье принадлежал к потомственной семье масонов (master mason — «мастеров каменной кладки») и инженеров-строителей из Понтуаза, известных в Иль-де-Франс с XVI века. Строителями были дед Жака: Пьер Ле Мерсье и отец Никола Ле Мерсье Старший (1541—1637). Брат Жака Лемерсье — Пьер Лемерсье Второй (? — 1639) также был архитектором и помощником Жака. Известны и другие представители этой семьи[6].
В 1607—1611 годах жак Лемерсье совершил поездку в Италию. В Риме он усвоил уроки архитектуры римского классицизма Браманте и Рафаэля, а также классического римского барокко. Поэтому вернувшись во Францию в 1612 году, он продемонстрировал хорошее знание итальянской строительной школы. Завершая строительство Люксембургского дворца для Марии Медичи после кончины Саломона Деброса в 1626 году, Лемерсье также проявил понимание архитектурного стиля флорентийского маньеризма. В дальнейшем, опираясь на французские традиции, Лемерсье сумел выработать оригинальный архитектурный стиль, соединивший все компоненты. Однако вначале ему пришлось работать инженером по строительству мостов и завершать постройки других архитекторов. В 1617 году он построил в Париже амфитеатр медицины (l’amphithéâtre de médecine) на улице де ла Бушри (не сохранился), в 1622 году он спроектировал портал замка Драси-Сен-Лу (du château de Dracy-Saint-Loup), департамент Сона-и-Луара, в 1623—1637 годах руководил завершением строительства церкви Сент-Эсташ (Saint-Eustache) — святого Евстафия в Париже[7].
В 1615 году Жак Лемерсье получил звание королевского архитектора. В 1624 году он был назначен кардиналом Ришельё руководителем работ по перестройке «Квадратного двора» (Cour Carrée) Лувра. Лемерсье продолжил идеи проекта, разработанного в 1546 году Пьером Леско, предполагающего систему нескольких взаимосвязанных дворов. В центре западного фасада «Квадратного двора» Лемерсье возвёл «Павильон часов» (Pavillon de l’Horloge) (Павильон Сюлли, 1624—1630), оформив его тремя проездными арками первого яруса, по-барочному сдвоенными колоннами и раскрепованным карнизом, лепными орнаментами в стиле итальянского маньеризма. В центре верхнего яруса расположены часы, а надстройка Павильона украшена большими статуями кариатид работы скульптора Жака Саразена (высокая кровля Павильона часов была надстроена в 1852—1868 годах при Наполеоне III)[8].
В 1624—1631 годах Жак Лемерсье вместе с архитектором Филибером Леруа оформил новый фасад Большого Версальского дворца со стороны Мраморного двора в типичном стиле Людовика XIII. В период 1629—1636 годов архитектор строил дворец кардинала Ришельё (le Palais Cardinal), ныне Пале-Рояль, руководил работами в церкви и нескольких зданиях Сорбонны (1626—1635). Церковь Сорбонны (1635—1642). является шедевром Лемерсье, типичной постройкой стиля Людовика XIII. Полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане — первый в своем роде во Франции, как и двухъярусный фасад с раскрепованным антаблементом, сдвоенными колоннами и волютами по сторонам, восходят к типично «римской схеме» (канонической композиции конгрегационных церквей римского барокко)[9].
В 1631—1637 Жак Лемерсье строил Шато де Ришельё в департаменте Эндр-и-Луара (le château de Richelieu d’Indre-et-Loire). Масштабным градостроительным проектом стал план резиденции и нового «Города Ришельё» в Пуату (проект не осуществлён). Не сохранившийся дворец Ришельё (разрушен пожаром в 1763 году) представлял собой вариацию композиции Люксембургского дворца С. Деброса. Менее известны партерные сады, разбитые по проектам Лемерсье, в Монжё, Ришельё и Рюэй. Таким образом, Жак Лемерсье был не только умелым проектировщиком зданий, но и градостроителем, мастером садово-паркового искусства.
В 1639 году, пользуясь протекцией Марии Медичи и кардинала Ришельё, получил звание Первого архитектора короля (Рremier architecte du Roi). С 1645 года и до своей смерти в 1654 году Жак Лемерсье руководил строительством церкви Валь-де-Грас, начатой Франсуа Мансаром.
Одной из последних работ Жака Лемерсье был проект церкви Сен-Рош (св. Роха) в Париже, краеугольный камень которой был заложен Людовиком XIV в 1653 году. Лемерсье спроектировал фасад, как обычно по римской схеме, завершил хор, остальная часть интерьера была выполнена позднее по его плану. Строительство здания было остановлено в 1660 году и возобновилось в 1701 году под руководством архитектора Жака Ардуэн-Мансара, брата более известного Жюля Ардуэн-Мансара. Строительство было окончательно завершено в 1754 году.
Лемерсье умер в Париже. В должности Первого королевского архитектора его сменил Луи Лево. За долгую и успешную карьеру Лемерсье не нажил состояния. Как первый среди королевских архитекторов он получал 3000 ливров в год. Но чтобы расплатиться с долгами ему потребовалось продать собранную им большую библиотеку. Похоронен архитектор в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.
На смёпках с 1 Израильской
Хочу переделать мир. Кто со мной?