Слово «меркава» в переводе с иврита означает «колесница». Некогда древние израильтяне были мастерами колесничного боя. В Библии сказано, что у царя Соломона таких «тачанок» было тысяча штук. В данном случае название говорящее: впереди колесницы находится лошадь, а впереди танка «Меркавы» – двигатель.

Это означает, что вражеский снаряд, если ему случится пробить лобовую броню, должен миновать еще и силовую остановку, чтобы поразить чрезвычайно ценных еврейских танкистов. Разумеется, в условиях реального боя сделать это достаточно сложно.
Так было задумано специально. Израиль окружен не сильно дружелюбными арабскими странами, которые очень сильно опережают его по населению. Начальство ЦАХАЛа хорошо понимало один момент. Из-за наличия крепкой экономики и высокого оперативного мастерства арабы никогда не избавятся от всех еврейских танков. Зато им вполне по силам перебить существенное количество еврейских танкистов.
Поэтому была сделана ставка на высокую защищенность экипажа. Израильское государство готово потерять танк, но сохранить людей, которым сразу же дадут новую машину. Учитывая небольшие размеры страны, климатические и географические особенности военных действий, основной боевой танк «Меркава» вышел очень специфическим. Впрочем, он вполне удовлетворяет требованиям агрессивной израильской военщины благородных еврейских бойцов за мир. Выживаемость после попадания составляет что-то около 95 %.


Разработкой «Меркавы» руководил боевой армейский генерал, причем была заимствована советская схема, которая была реализована на советских БМП и планировалась к использованию на танках. Участвовали ли в этом наши репатрианты – бог весть. Но в принципе, вряд ли участвовали. Большая алия из СССР началась в 1980-е годы, а танк был спроектирован десятилетием раньше.
Первая «Меркава» создавалась для борьбы с арабской бронетехникой, чаще всего, полученной от СССР. Но затем стало понятно, что такое арабская армия. Современные версии танка больше предназначены для противостояния повстанцам. Городские бои, борьба с партизанщиной в условиях плотной застройки, бои в пустыне, в горах и холмах, которыми изобилует Эрец-Исраэль – вот ее стихия.


Тут нет болот, отсутствуют водные преграды, нет железнодорожных тоннелей, мосты всегда можно обойти либо их очень мало. Основным противником являются не артиллерия, САУ и вражеские танки, а, главным образом, ПТУР и РПГ. Большую часть своего боевого дежурства израильские танкисты просто стоят на каком-нибудь холме. В случае если бы им противостояла вражеская бронетехника, это бы плохо кончилось.




















Три главных признаков хорошего танка – огневая мощь, защита экипажа и маневренность. Первое у «Меркавы» находится на достойном уровне, второе – по всей видимости, лучше, чем у любого из конкурентов, третьим при разработке было решено пренебречь. Израильская колесница «на Берлин» не поедет. И на Дамаск тоже.Зато ее почти не почти не пробить с фронта; помимо экипажа она может нести от 4-х до 8-ми человек, в зависимости от их снаряжения; она легко пройдет по пересеченной местности; хорошо защитит против ПТУР и гранатометов. Это, вероятно, лучший танк для патрульной службы. Благодаря большим размерам танкисты могут спать в проходе по очереди, что обычно и делается на дежурствах. Благодаря особенностям конструкции, ремонтировать его легче, чем иные машины.


Тем не менее, танк обладает внушительным весом и размерам, из-за особенностей компоновки точность в движении у него недостаточная, запас хода весьма небольшой, стоит машина очень и очень дорого. Предполагается, что новая разработка «Меркава-4 Барак» будет избавлена от этих недостатков.