В данном списке приведены 14 известных воплощений Далай-ламТибета.
Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, ВайлиtA la’i bla ma, монг.Далай багш?, ᠳᠠᠯᠠᠢ
ᠪᠠᠭᠰᠢ?; «Учи*тель [по*доб*ный] океа*ну» от монг. «да*лай» — оке*ан; ве*ли*кий, пре*вос*ход*ный и ти*бет. bla-ma – ду*хов*ный учи*тель) — ти*тул ти*бетского ду*хов*но*го ли*де*ра, которого считают земным воплощением бод*хи*сат*твыАва*ло*ки*теш*ва*ры. Ти*тул был вве*дён в 1578 году ой*рат*скимАл*тан-ха*ном, пригласившим ко двору ти*бетского ла*му шко*лы Ге*лугСо*нама Гья*цо. Об*ра*щён*ный в буд*дизм Ал*тан-хан даровал Далай-ламе власть над Тибетом. Со*нам Гья*цо (1543—8 считается третьей инкарнацией, его пред*ше*ст*вен*ни*ки — Ген*дун Друб (1391—*1474) и Ген*ден Гья*цо (1475—1542) были признаны посмертно Да*лай-ла*мой I и Да*лай-ла*мой II. Правнук Алтан-хана, Да*ла-ла*ма IV (1589—1617), был един*ст*вен*ным мон*го*лом из Далай-лам. «Ве*ли*кий» Далай-лама V написал множество со*чи*не*ний, построил в Лхасе дво*рец По*та*ла и объ*е*ди*нил под сво*ей вла*стью все тибетские кня*же*ст*ва. Да*лай-*ла*ма VI (1683—1706) сложил с себя мона*ше*ские обе*ты. Да*лай-ла*ма XIII вер*нул Ти*бе*ту независимость от Цин*ской династии Ки*тая и установил кон*так*ты с пра*ви*тель*ст*вом России че*рез сво*его бурятского учи*те*ля Агвана Дор*жие*ва, получившего разрешение на строительство буд*дий*ского храма в Санкт-Пе*тер*бур*ге. Да*лай-ла*ма XIV (ро*дил*ся в 1935 году) после аннексии Китаем Тибета и восстания тибетцев в 1959 году жи*вёт в эмигра*ции в северо-индийском городе Дхармасала[1].
Исторически Далай-ламы или их регенты осуществляли политическое и религиозное руководство Тибетом из Лхасы с разной степенью влияния в зависимости от регионов страны и периодов истории. Эта практика началась с правления Далай-ламы V в 1642 году и продолжалась до 1950-х годов, в этот период Далай-ламы возглавляли тибетское правительство или Ганден Пходранг. Исключением являлась первая половина XVIII века, когда Далай-лама оставался лишь номинальным правителем Тибета, а фактическая власть принадлежала совету министров — Кашагу[2]. До 1912 года, когда Далай-лама XIII провозгласил независимость Тибета, управление страной в целом зависело от покровительства и защиты сначала монгольских ханов (1642—1720), а затем маньчжурскойдинастии Цин (1720—1912)[3]. Последний Далай-лама XIV в 2011 году сложил с себя пост главы правительства Тибета в изгнании, оставшись духовным лидером страны[4].
Далай-лама принадлежит к гос*под*ствую*щей в Ти*бе*те школе Ге*луг, но не яв*ля*ет*ся её гла*вой (школу традиционно возглавляет на*стоя*тель монастыря Ганден). Он по*чи*та*ет*ся как выс*ший ду*хов*ный ав*то*ри*тет всеми последователями тибетского буддизма. Ти*тул Далай-ламы не передаётся по наследству и не является выборным. Со*глас*но уче*нию о ре*ин*кар*на*ции последовательные во*пло*ще*ния* од*но*го и то*го же Далай-ламы обнаруживали путём ри*ту*ала по*ис*ка и ото*жде*ст*в*ле*ния пе*ре*во*пло*ще*ний. Из*бран*ный кан*ди*дат рос и обучался в мо*на*сты*рях школы Ге*луг, до его со*вер*шен*но*ле*тия и совершаемой в 18 лет полной интронизации обязанности возлагались на регентов[1].
Помимо приведённых в списке, известен непризнанный Далай-лама Нгаванг Еше Гьяцо (англ.)рус., вероятно, сын Лхавзан-хана, который после пленения и казни регента Далай ламы V стал единственным правителем Тибета и, заручившись поддержкой императора Канси, в 1707 году выслал Далай ламу VI Цангьянга Гьяцо в императорский дворец в Пекин (по дороге тот скончался). Лхавзан-хан провозгласил «истинным Далай-ламой VI» монаха Нгаванга Еше Гьяцо, однако тот не пользовался популярностью у тибетцев[5][6][7]. В конце 1717 года джунгарская армия взяла Лхасу штурмом, Лхавзан погиб в бою близ Поталы, а «Далай-лама» был выдворен из резиденции[8]. Список[править | править код]