В массовом сознании за десятилетия сформировался суровый образ Северной Кореи. Сегодня Корейская Народно-Демократическая Республика остается одной из самых загадочных и закрытых стран в мире. Руководство страны в своей деятельности следует идеям «чучхе», что означает, что все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций опоры на собственные силы. При этом в стране 16% населения исповедует шаманизм. Эти особенности привлекают журналистов и туристов, которые хотят попасть в КНДР и больше узнать о той жизни.
Очень часто, не зная законодательства, можно нарушить принятые правила, а это ведет к наказанию. Как в Северной Кореи устроена правоохранительная система и работа судов, мы расскажем в нашей статье.
Жестокие тюрьмы






Многие слышали историю американского студента Отто Уормбира. Он отправился в туристическую поездку по КНДР, был арестован за кражу плаката. Юноша провел полтора года в северокорейской тюрьме, был доставлен на родину в коме и через несколько дней умер.
Отто Уормбиру был всего 21 год, когда он приехал на Новый год в Пхеньян в составе группы американских туристов. В аэропорту его обвинили в краже из гостиницы северокорейского пропагандистского плаката, который призывал «вооружиться патриотизмом по примеру Ким Чен Ира». В суде заплаканный американский студент признался в попытке подорвать северокорейский строй через кражу плаката.
После этого, в марте 2016 года, Уормбира судили и приговорили к 15 годам каторги.Через год состояние здоровья студента ухудшилось и он впал в кому. Родители Отто считают, что причиной комы могло послужить избиение парня, а также психологическое давление. Отто просто не выдержал морального насилия.
Это не единственный случай, когда в КНДР задерживают иностранных туристов и журналистов. Власти страны непременно просят высокопоставленных лиц приехать вызволять пленных. Аналитики считают, что подобное зрелище способствует укреплению авторитета власти в народных массах.







При этом КНДР отрицает существование тюремных лагерей, пытки и издевательства над заключенными. Однако власти продолжают использовать тюрьмы для устрашения населения. В настоящее время около 70 тысяч корейцев находятся в заключении по уголовным статьям, а от 80 до 120 тысяч являются политическими заключенными.
Западные журналисты не раз писали о жестоких тюрьмах, где осужденные подвергаются пыткам, их заставляют рыть собственные могилы, а изнасилование используется в качестве наказания.
Деятельность МОБ






Чтобы поддерживать режим, власти наделили особыми полномочиями правоохранителей, а это две ветви: Министерство народной безопасности – аналог советской милиции, и Министерство охраны безопасности государства – аналог КГБ.
Должностные полномочия работников МОБ весьма широки. Они включают борьбу с беспорядками, расследование преступлений, контроль за системой выдачи удостоверений личности и регистрации населения, привязывающей людей к их родным регионам (и препятствующей проникновению в Пхеньян), полицейский надзор на дорогах, а также управление тюрьмами.
Все северокорейцы знают, что работа в полиции открывает большие коррупционные возможности. Местные уверены, что низкие зарплаты и вседозволенность привели к тому, что к повальной коррупции относятся с некоторым пониманием. Например, с торговцев, пойманных с китайскими мобильными телефонами, затребуют немалую сумму. Ведь за звонок в Китай с нелегального мобильника можно получить смертный приговор.
Судебная система






В КНДР существует «народный суд», председателем которого является авторитетный житель города или деревни, как правило, в годах; затем идут провинциальные суды, и самый главный – национальный Центральный суд. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью всех судебных органов страны и является последней инстанцией для оспаривания решений нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам.
По действующему закону, смертная казнь может быть назначена только за четыре преступления: участие в перевороте или его планировании, терроризм, государственную измену или «подавление движения народа к национальному освобождению». Кроме того, в качестве первой инстанции может сам рассматривать наиболее тяжкие преступления против государства.
Большинство политических процессов не проходит через уголовную судебную систему, а идет в Государственный отдел безопасности. Помимо этого, права на апелляцию у осужденных нет. Наказание часто распространяется на ближайших, а иногда и дальних родственников.
В КНДР существует практика коллективной ответственности за преступление. Например, если кто-то из жителей страны даст интервью иностранному журналисту, ему грозит суровое наказание – заключение в одном из трудовых лагерей или даже казнь. Кроме нее, тюремному наказанию могут подвергнуть три поколения семьи.
Пропаганда






Целый комплекс мер направлен на продвижение политической линии, проводимой Трудовой партией Кореи. Правительство контролирует все аспекты жизни в стране: телевидение, радио, культурные мероприятия. Специальные плакаты говорят, как одеваться и чем питаться. Снимаются социальные фильмы и репортажи, а в изобразительном искусстве часто использует милитаристские темы. Информация, поступающая в страну, строго контролируется властями КНДР, государственная пропаганда яростно критикует США и южных соседей.
В Северной Корее, где лидер Ким Чен Ын имеет статус почти божества, вслух усомниться в нем для многих немыслимо. Если кто-то донесет, что вы говорили плохо о лидере, вы немедленно попадаете «под колпак» правоохранителей, которые начнут пристально изучать вашу биографию. Если она идеальная у вас и родственников, в первый раз могут простить. В противном случае ваша жизнь изменится навсегда. В момент задержания уже фактически вынесено решение о виновности в антиправительственной деятельности.







Если человек отказывается признать себя виновным, его возвращают в следственный центр для дальнейших допросов. Пытки настолько мучительны, что ко времени «суда» заключенный уже часто хочет, чтобы его скорее отправили отбывать срок.
Чтобы больше узнать о жизни в КНДР, рекомендуем прочесть следующие книги:
Барбара Демик «Повседневная жизнь в Северной Корее» – рассказы бывших жителей КНДР, которым удалось сбежать из «Страны утренней свежести», а также данные и цифры из самых авторитетных источников.
«Великий Преемник. Божественно Совершенная Судьба Выдающегося Товарища Ким Чен Ына» – журналист The Washington Post Анна Файфилд собрала всю информацию о Ким Чен Ыне, какую только можно было найти, чтобы создать максимально достоверный портрет самого загадочного лидера самого закрытого государства в мире.