Халс, Франс
[править | править код]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Франс Халс»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Перейти к навигацииПерейти к поискуВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией Халс.
Франс Халс, также Хальс[5] (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583 год, Антверпен — 1666 год, Харлем) — голландский художник, писал в эпоху так называемого Золотого века.
Франс Халс нидерл. Frans Hals
Копия автопортрета, музей МетрополитенДата рождения около 1582 Место рождения Дата смерти 26 августа 1666[1][2][…] Место смерти Харлем Страна Супруга Anneke Hermansz[d] и Lysbeth Reyniers[d] Жанр живопись Медиафайлы на Викискладе
Содержание
Биография[править | править код]«Семейный портрет Исаака Массы и его жены»Родился в 1582 или 1583 году в семье ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 году после падения Антверпена семья перебралась в Харлем, где Франс Халс прожил всю свою жизнь.
В 1600—1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияние этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается.
В 1610 году Халс стал членом Гильдии святого Луки и начал работать реставратором при городском муниципалитете. В начале следующего года Халс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца — Хармена[6].
Первый портрет Халс создал также в 1611 году, однако известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
В июне 1615 года Анетье умерла при родах; вслед за матерью умер и второй сын семейства Халсов, имя которого неизвестно. В 1617 году Франс Халс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти полвека. У них было 11 детей[6].
«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы („Евангелист Лука“, „Евангелист Матфей“, около 1623-1625 гг.)»[7].
«Цыганка», Лувр, ПарижВ 1620-1630 годах Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630 года).
Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625—1630).
«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя („Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана“, около 1623-1627 годов; „Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия“, 1627; „Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана“, 1633; „Офицеры стрелковой роты св. Георгия“, 1639)»[7]. Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
В 1620-х -1640-х годах, в период наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, на которой супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622 год).
«Регентши приюта для престарелых»В 1644 году Халс стал президентом Гильдии святого Луки. В 1649 году выполнил портрет Декарта.
«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х годов („Регенты госпиталя св. Елизаветы“, 1641; „Портрет молодого человека“, около 1642-1650; „Яспер Схаде ван Веструм“, около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов („Мужчина в чёрной одежде“, около 1650—1652, „Портрет Виллема Круса“, около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма („Регенты приюта для престарелых“, „Регентши приюта для престарелых“, обе — 1664 год)»[7].
«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»[7].
Наиболее крупным собранием картин живописца обладает музей Халса в Харлеме.
Избранные работы[править | править код]
- «Портрет Виллема Хейтхейссена», 1625—1630. Старая пинакотека, Мюнхен.
- «Весёлый собутыльник», 1628—1630. Государственный музей, Амстердам.
- «Семейный портрет на фоне пейзажа», 1645—1648. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Интересные факты[править | править код]В настоящее время RKD - Нидерландский институт истории искусств - работает над публикацией цифровой монографии и каталога картин Франса Халса, составленного специалистом по Хальсу профессором Клаусом Гриммом. Исследование RKD "Франс Халс и его мастерская" будет опубликовано осенью 2023 года. Благодаря новым знаниям, полученным в результате технических исследований, а также новым возможностям сравнения и анализа произведений искусства в мельчайших деталях - с помощью цифровых фотографий высокого разрешения - Гримм теперь различает, какие картины или части картин были выполнены самим Халсом, а какие - ассистентами.[1]
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
Художник стал широко известен благодаря своим ярким портретам, красочным жанровым картинам и большим гражданским портретам гвардейцев, а также благодаря влиянию, которое он оказал на саоих современников: пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами; на живописцев XIX и начала XX века (Ван Гог однажды заметил, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного»[8]), а также на популяризацию голландского Золотого века, внёсшего огромный вклад в развитие искусства (Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970—1990 годах).
Галерея[править | править код]
- «Святой Лука» (1623–1625). Одесский музей западного и восточного искусства
- «Иоанн Богослов» (1625–162
. Музей Гетти, Лос-Анджелес
- «Смеющийся мальчик» (1625). Маурицхёйс, Гаага
- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625–1630). Старая Пинакотека, Мюнхен
- «Весёлый собутыльник» (1626–1627). Государственный музей, Амстердам
- «Шут с лютней» (1628–1630). Лувр, Париж
- «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (1633). Музей Халса, Харлем
- «Малле Баббе» (1633). Берлинская картинная галерея
- «Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме» (1641). Музей Халса, Харлем
- Портрет мужчины (1650–1653). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Портрет мужчины (1655–1660), Государственный музей искусств. Копенгаген
- Портрет Виллема Круса (ок. 1660). Старая Пинакотека, Мюнхен
- Портрет мужчины. Национальный музей искусств Азербайджана
- «Портрет молодого человека с черепом» (1626–162
. Лондонская национальная галерея