Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Орта, Виктор

  1. #1
    Регистрация
    06.03.2006
    Адрес
    Петах-Тиква
    Сообщений
    100,946

    По умолчанию Орта, Виктор

    Орта, Виктор

    [править | править код]Материал из Википедии — свободной энциклопедии




    Перейти к навигацииПерейти к поискуВ Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Орта и Хорта.
    Виктор Орта
    фр. Victor Horta

    Виктор Орта, 1900
    Основные сведения
    Страна
    Дата рождения 6 января 1861[1][2][…]
    Место рождения
    Дата смерти 8 сентября 1947[3][2][…] (86 лет)
    Место смерти
    Работы и достижения
    Учёба
    Работал в городах Брюссель
    Архитектурный стиль модерн
    Важнейшие постройки В списке всемирного наследия ЮНЕСКО: дом Эмиля Тасселя, собственный дом (Музей Орта), дом Сольвей, дом Ван Этвельде
    Награды
    Баронский титул
    Подпись
    Медиафайлы на Викискладе
    Викто́р Орта́, барон (фр. Le baron Victor Petrus Horta, 6 января 1861, Гент, Бельгия — 8 сентября 1947, Брюссель) — бельгийский архитектор и рисовальщик-декоратор, один из основателей франко-бельгийского стиля ар-нуво. Построенный по его проекту особняк Тассель в Брюсселе (1892—1893) считается первой постройкой в «новом стиле», и наряду с тремя другими домами, также построенными по его проекту вдоль улицы Тюрен, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[6][7].
    Содержание




    Биография[править | править код]

    Лестница Отеля Тассель. Эскиз В. ОртаВиктор Орта происходил из бедной семьи, его отец Петрус (Пьер) Орта, был скромным ремесленником-сапожником, родился в Брюгге в 1795 году и поселился в Генте. Он был четырнадцатым из пятнадцати детей. Его мать, Хенрика (Генриетта Коппитерс) уже имела десять детей от первого брака. Виктор лишился отца в 1880 году, когда ему не было ещё и двадцати. Пьер Орта любил музыку, и юного Виктора также тянуло к игре на скрипке. Но он был уволен за недисциплинированность из Музыкальной консерватории и поступил на отделение архитектурного рисунка в Королевскую академию изящных искусств в Генте (ныне Королевская академия изящных искусств «KASK» и Королевская консерватория составляют школу искусств Университетского колледжа Гента). В 1878 году Виктор Орта уехал в Париж с архитектором-декоратором Жюлем Дюбюссоном; вернулся в Гент через два года, после смерти отца. В 1881 году он женился на Полине Хейзе. Супруги поселились в Брюсселе[8].
    В 1884 году Виктор Орта получил первую премию Годешарля (le premier prix Godecharle) в области архитектуры. Эта стипендия привела его к путешествию во Францию и Германию[9][10]. В 1888 году Виктор Орта был принят в брюссельскую масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии» (Les Amis philanthropes), куда уже входил его друг, скульптор Годфруа Девриз[11][12].
    Особняк Тассель, отели улицы Тюрен и Народный дом[править | править код]


    • Отель Тассель. 1892—1893


    • Отель Э. Ван Этвельде. 1898—1900


    • Отель Винсинжер. 1894—1897


    • Отель А. Сольве. 1898—1900


    • Лестница собственного дома. Брюссель


    • Народный дом. 1895–1899


    • Народный дом. Театральный зал

    В 1885 году начал собственную практику с постройки трёх частных домов, но затем стал испытывать затруднения с заказами. После долгих лет лишений его карьера внезапно пошла вверх. Два друга, Эжен Отрик и Эмиль Тассель, профессор Свободного университета Брюсселя, с которыми он познакомился в масонской ложе «Друзья филантропии», доверили ему строительство небольшого особняка. Архитектор поставил перед собой цель: «создать индивидуальное произведение, в котором будет найдено конструктивное, архитектурное и социальное единство». Свой подход Орта назвал «принципом портрета».
    Первым из знаменитых отелей (фр. Hôtel — частный дом, особняк) Орта был Особняк Тассель на улице Поль-Эмиль Янсон № 6 в Брюсселе. Интерьер здания поразил многих. Архитектор использовал особые свойства стекла и железа, которые изучил ранее, на строительстве королевских теплиц в Лакене, чтобы создать интерьер, наполненный светом и пространством. В особняке Тассель Орта применил световые фонари и шахты, а также расположение комнат одного этажа на нескольких уровнях. В этой композиции причудливо изогнутые линии металлодекора сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма — в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. Один и тот же рисунок повторяется в переплётах витражей, мозаичном узоре на полу и в перилах лестницы. Чугунные колонны лестницы вестибюля как бы вырастают из приподнятой площадки первого этажа, а чугунные «листья» их капителей легко превращаются в абстрактный рисунок свода, стен и мозаики пола. Это придает особенную пластичность всей композиции, удивительную цельность конструкции, формы и декора[13]. Недалеко от Отеля Тассель по улице Тюрен и в близлежащих кварталах расположены выстроенные Орта дом А. Сольве (1898—1900), дом Э. Ван Этвельде (фр., 1898—1900) и Дом-мастерская Орта (1898—1901). Для дома Сольве архитектор использовал экзотические материалы в необычных сочетаниях: мрамор, бронзу и редкие породы тропического дерева. Стены лестницы украсил бельгийский художник Тео ван Риссельберг. Орта разработал каждую деталь, включая бронзовый дверной звонок и номер дома, чтобы они соответствовали общему стилю.


    • Отель Э. Ван Этвельде. Деталь дверного наличника


    • Отель Э. Ван Этвельде. Лестничная клетка


    • Деталь мозаики фасада


    • Лестница собственного дома Орта


    • Лестница Отеля Тассель


    • Отель Тассель. Мозаика пола


    • Отель Сольве. Деталь портала


    • Отель Сольве. Оконное ограждение

    Творческий метод и последующие постройки[править | править код]

    Пластические новации Виктора Орта отчасти следуют лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: «Назад к природе». Многие архитекторы стремились освободиться тогда от излишеств декора, свойственных эклектизму периода историзма и «викторианского стиля». Они видели такую возможность, вслед за живописцами и графиками, в обращении к логике и красоте природных форм. Отсюда и увлечённость флоральным стилем. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (в период эклектики, господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоёного пирога»).
    Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал всё «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. При этом в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент, в том числе и «органогенный». Так, например, узор вентиляционной решетки, стилизованный под растительный мотив или пасть неведомого чудовища, могли стать доминантным мотивом, как эхо повторяющимся в других формах и в композиции целого. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало произведение от излишней рациональности, придавая ему неповторимую индивидуальность. Это качество Виктор Орта и называл «принципом портрета в архитектуре»[14]. Своё кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу — отобразить в стилизованном декоре»[15].
    В последующие годы Виктор Орта успешно работал в Париже и Брюсселе, принял участие в нескольких конкурсах. В 1892 году был назначен заведующим кафедрой архитектурной графики Свободного университета Брюсселя, в 1893-м получил звание профессора архитектуры, но ушёл в отставку в 1911 году после спора с академическими чиновниками по поводу строительства новых зданий для университета. В следующем году Орта стал профессором Академии изящных искусств в Брюсселе, а в 1913 году получил должность директора на три года. Он хотел реформировать преподавание архитектуры и тем самым вызвал сильную неприязнь со стороны некоторых своих коллег. В 1894 году Орта избран президентом Центрального общества бельгийской архитектуры (Société centrale d’architecture belge).
    Орта был знаком с английским движением «Искусства и ремёсла» Уильяма Морриса, но, в отличие от Морриса, стремился отойти от форм, имитирующих исторические стили прошлого. В 1894 году Орта построил крупное здание в Брюсселе: «Народный дом» (Maison du Peuple) для Бельгийской рабочей партии (1895—1899). В своих «Воспоминаниях» он утверждал, что его выбрали за «эстетическую манеру», а не за политические идеи, «хотя они и совпадали». Симпатии Орта были очевидны: он давал уроки в Секции искусств, в старом Народном доме на улице Баварии, и был дружен с партийными интеллектуалами, такими как Макс Халле, Леон Фюрнемон (для которого он строил) или Эмиль Вандервельде (который позже сыграет важную роль в строительстве Дворца изящных искусств). «Новый стиль» и творческий метод Орта развивались столь интенсивно, что уже в «Народном доме», близком по стилю ар деко, заметны элементы конструктивизма. В этой постройке Виктор Орта отказался от декоративного использования элементов металлических конструкций (дом снесён в 1965 году, несмотря на протесты многих архитекторов). Накопление заказов между 1893 и 1898 годами позволило архитектору купить два участка земли на улице Америкаин в Сен-Жиле, чтобы построить собственный дом и студию.
    В феврале 1915 года, когда началась Первая мировая война и Бельгия была оккупирована, Орта переехал в Лондон для участия в архитектурном конгрессе, но не смог вернуться в Бельгию. Движимый необходимостью зарабатывать на жизнь, он уехал в Соединенные Штаты, где читал лекции в американских университетах. Вернулся в 1919 году и, столкнувшись с материальными трудностями, вынужден был продать свой дом и студию.
    После войны стиль ар-нуво вышел из моды. Орта продолжал использовать в своих проектах рациональные планы и применять новейшие разработки в области строительных технологий и инженерных коммуникаций.
    В 1925 году Виктор Орта был почётным архитектором бельгийского павильона на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), давшей название стилю ар-деко. В следующем году он возглавил жюри международного конкурса проектов Дворца Лиги Наций в Женеве и был удостоен звания офицера ордена Почётного легиона.
    С 1927 года Виктор Орта в течение четырёх лет занимал должность директора Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе. В 1928 году построил Дворец искусств в Брюсселе и Музей изящных искусств в Турне. В 1937 году Орта завершил свою последнюю работу — проект Центрального вокзала Брюсселя. В 1932 году в знак признания особых заслуг удостоен звания барона королем Альбертом I.
    В 1939 году Виктор Орта начал писать свои мемуары. В это время он пережил драмы в личной жизни, его второй брак оказался неудачным, а его дочь Симона неожиданно скончалась в декабре 1939 года. Он прекратил писать и не возобновлял дневник до 1941 года. Мемуары Виктора Орта были опубликованы в 1986 году с комментариями куратора музея Орта Сесиль Дюльер[16]. Как правило Орта вместе с проектированием здания рисовал и мебель. Проекты и образцы мебели Виктора Орта были показаны на Всемирной выставке 1900 года в Париже и Выставке современного декоративного искусства в Турине в 1902 году. Мебель по проектам Орта делали вручную и в единственном экземпляре.
    Виктор Орта умер 8 сентября 1947 года в Брюсселе, в построенной им клинике на улице де Линту и был похоронен на Иксельском кладбище в Брюсселе. В столице Бельгии имеется Музей Виктора Орта, реставрируются его постройки, издаются монографии и статьи о его творчестве.
    Мебель Виктора Орта[править | править код]


    • Экспозиция мебели Орта для Выставки современного декоративного искусства в Турине. 1902. Музей В. Орта, Брюссель


    • Интерьер и мебель Отеля Обек в Брюсселе. 1902-1904


    • Интерьер Отеля Обек


    • Комплект мебели. Фонд короля Бодуэна, Брюссель


    • Ковёр. Фонд короля Бодуэна, Брюссель


    • Стул. Художественный музей Кливленда. США


    • Кресло. «Музей конца века», Брюссель


    • Стол. 1902. Музей В. Орта, Брюссель



    В серебре лепестки хризантемы

    На смёпках со 104 Израильской



  2. #2
    Аватар для Пyмяyx**
    Пyмяyx** вне форума Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

     Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер purpur.jpg

    Регистрация
    31.01.2003
    Адрес
    Санкт-Петербург и Кирьят-Экрон
    Сообщений
    154,226

    По умолчанию

    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
И как мы все понимаем, что быстрый и хороший хостинг стоит денег.

Никакой обязаловки. Всё добровольно.

Работаем до пока не свалимся

Принимаем:

BTС: BC1QACDJYGDDCSA00RP8ZWH3JG5SLL7CLSQNLVGZ5D

LTС: LTC1QUN2ASDJUFP0ARCTGVVPU8CD970MJGW32N8RHEY

Список поступлений от почётных добровольцев

«Простые» переводы в Россию из-за границы - ЖОПА !!! Спасибо за это ...



Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Архив

18+