Не помню уже, кто из классиков марксизма и где это сказал - может Карлуша подскажет, - но звучало это примерно так:
Что за чудо этот родоплеменной строй! Без судов, полиции и тюрем он обеспечивает полный порядок.
Я ведь недаром говорил об институте кровной мести. Смею Вас заверить, если государство полностью уйдет из сферы регулирования межличностных отношений, то анархия, - если и будет, - то продлится совсем не долго, зато Вы поразитесь, насколько галантными станут вчерашние хамы, поняв, что за неверно сказанное слово их могут просто убить! Французский галантный век своим возникновением обязан простой причине: негалантного кавалера выводили в сад и закалывали в форме дуэли на совершенно законных основаниях. Чиновники станут шелковыми, продавцы - вежливыми, а насильников и убийц вырежут за год. Правда, установится право сильного, но оно де-факто везде существует и сейчас - разве что на нижнем уровне в западных странах оно практически неощутимо. Установится нечто типа Дикого Запада времен переселенцев и до железных дорог, саморегулирующееся общество. Даже на сильных находится управа! Суды Линча и ку-клукс-клан: колпаки на голову - преступника на дерево. Южные штаты до сих пор несут в себе сильную традицию саморегулирования.
Кровная месть - это сильнейший и очень эффективный социальный институт, но с одним НО: пока это не доходит до наследственной родовой кровной мести, как это прекрасно описано Шекспиром в Ромео и Джульетте и Марком Твеном в Томе Сойере. Когда кровная месть становится нормой жизни в клановои обществе, она начинает дико тормозить его развитие. Целые роды вырезают друг друга, целые города живут на военном положении в ожидании, когда начнется разборка очередных Монтекки и Копулетти. Типичные примеры - Корсика, Сицилия, Кавказ. И вот тут-то, когда силовое решение проблемы уже невозможно, вновь возникает необходимость ... государства, как посредника между сильными. Для начала хотя бы в форме шерифа. Но государство, раз возникнув, начинает претендовать на тотальное регулирование, опираясь, как раз, на необходимость защиты слабых перед сильными. Оно растет, пухнет, как пузырь, и наконец начинает подавлять даже слабых и их прежде всего, обеспечивая им, при этом, определенные гарантии, и в первую очередь железобетонную гарантию НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЗНИ, ибо это есть первопричина существования государства и его реальная основа. Государство может заставлять своих подданных терпеть лишения, голодать, ходить строем и т.п., и они будут это делать, но если государство допустит насильственную смерть и не покарает ее - оно перестанет существовать ибо подорвана будет его ПЕРВООСНОВА.
Такая вот песТня.







Ответить с цитированием